В прошлом году скептики получили сильный козырь: на соревновании победила замаскированная под готический рок банальнейшая финская группа "Лорди". Лиричного Диму Билана отодвинула на второе место, не говоря уж о талантливых представителях малых стран, которых европейская голосующая публика в упор не замечала. Заговорили о полном крахе самой идеи "Евровидения", которое если и выдвигало подлинные таланты уровня "ABBA", то очень давно, а нынче поощряет в основном серятину, завернутую в пеструю упаковку.
И вот нынешнее "Евровидение" доказало, что курилка все-таки скорее жив, чем мертв. Не только стало больше интересных, развивающих национальные традиции номеров (особенно выделились балканские страны - вспомните хоть эффектное болгарское выступление с барабанами), но и Европе, похоже, поднадоели монстры. Об этом свидетельствует успех действительно проникновенной, причем достаточно строго и скромно поданной сербской песни "Молитва".
Может быть, рискну показаться недостаточно патриотичным, но как раз наши номера - под "нашими" имею в виду не только российскую группу "Серебро", но и белоруса Диму Колдуна, направляемого Филиппом Киркоровым, - мне показались отнюдь не сногсшибательными. Вы заметили, дорогие читатели, мы чуть ли не единственные совершенно игнорируем наше богатейшее фольклорное наследие! То, на чем строят песни те же балканцы или, допустим, впервые присоединившаяся к "Евровидению" Грузия. Но наша экспертная комиссия, действующая под крылом Первого канала, отчего-то много лет придерживается этакого среднеевропейского формата. Положа руку на сердце, я был просто удивлен высокими баллами "Серебра" и Колдуна. Думаю, это оценки не столько исполнителям, сколько их продюсерам. Вы посмотрите - ведь еще два месяца назад о нашем трио не знал никто за пределами фирмы Максима Фадеева. Неожиданное решение отборщиков "поставить" на "Серебро" изумило в первую очередь самого Макса: он только начал работу над проектом и рассчитывал вывести трио на эстраду лишь в 2008 году! Тем не менее девочкам успели найти имидж (хоть и нельзя сказать, что безупречный по вкусу - этакие разбитные "горничные по вызову"), снять клип...
Ну а о продюсерских качествах Киркорова много говорено. Нынче Филипп их подтвердил: впервые вывести белорусского исполнителя в финал европейского соревнования и получить очень неплохую позицию! Во многом, думаю, благодаря хорошей режиссуре и стильной хореографии. А вот в песне (ее автор - сам Киркоров) я заметил одну странность: самая яркая ее деталь - не сольная партия, а проигрыш, и этот проигрыш в точности совпадает с проигрышем в песне французских исполнителей... Интересно, кто у кого и каким образом позаимствовал?
Что до Сердючки, то это, пожалуй, и есть тот единственный монстр, который зацепился за хвост прошлогодней моды на уродов и залетел-таки на второе место. Я не склонен объяснять успех Андрея Данилко неким европейским кукишем России - хотя, возможно, что-то подобное со стороны, например, Польши и было. Но как раз за Веркой, в отличие от российских девчат, были долгие годы раскрутки. И не забудьте про юмор Андрея, пусть клоунский, площадной - но именно такой, какой любят, извините меня за это слово, массы.
Тут, кстати, позволю себе еще одно замечание в адрес нашего Первого канала. Не первый год он устраивает сразу после "Евровидения" разбор полетов. Сама идея - прекрасная: всем, по-моему, интересно мнение действительно профессиональных экспертов - Ларисы Долиной, Надежды Бабкиной, Александра Журбина. Или, скажем, конкурента "Серебра" по российскому отбору Александра Панайотова. Или, допустим, поющей актрисы Ирины Апексимовой. Но, к сожалению, не их голоса звучат в московской студии громче всех. Куда больше внимания ведущий Андрей Малахов уделяет политикам - а те и рады случаю напрячь горло. Но поскольку в музыке большинство из них ни бум-бум, то орут они о политике. И, естественно, главной темой обсуждения стал "судьбоносный" для мира мотив: пела ли Сердючка "Раша гудбай", или все же "Лаша тумбай".
Мне тоже не слишком бы понравилось, если б Верка - какая-никакая, а тоже нашенская, днюющая и ночующая на российских сценах - спела "Прощай, Россия". Но, во-первых, на конкурсе, насколько могу доверять своему телевизору, она этого не спела. Во-вторых, даже если б спела... Ребята, окститесь и перестаньте гнать волну! Это ж клоун, шут. А на шутов обижаются либо сильно закомплексованные люди, либо те, кому надо сыграть на этом свою популистскую игру. Вроде Алексея Митрофанова или Александра Хинштейна, закатывающих в эфире пиаровские истерики "за Расею". Ей-богу, лучше б пенсиями своих избирателей занялись. Этим бы они куда больше стране послужили. Но найти очередного "врага России", да какого могучего, да какого страшного - оно попроще и поэффектней будет...
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Евгений ДОГА, народный артист СССР, композитор:
- Конкурс огорчил преобладанием агрессии на сцене. Настоящее искусство таким быть не может, оно должно делать человека лучше, благороднее. Но что мы увидели? Крики, кривляния, прыжки, стремление позабавить публику клоунадой, как Верка Сердючка. Очевидно, за всей этой свистопляской стоят предприимчивые люди, которые на подобных шоу собирают огромные деньги. Очевидно, так в шоу-бизнесе проявляется пресловутая глобализация.
Музыкальный эфир монополизирован под сиюминутный продукт, и никакой альтернативы нет, оппоненты просто исчезли. Вы слышите мою музыку по радио или ТВ? Та же печальная судьба постигла других классиков отечественной эстрады. А ведь в нашей стране заложены прекрасные музыкальные традиции. Но мы от них добровольно отказались и быстренько побежали за Западом. Зачем? Чтобы стать безликим большинством?
Владислав МИСЕВИЧ, один из основателей ВИА "Песняры", ныне руководитель ансамбля "Белорусские Песняры":
- О "Евровидении" много спорят: что это такое и нужно ли оно? Когда-то у нас были "Сопот" и "Золотой Орфей". Сейчас молодым показать себя почти негде.
Поэтому нет смысла ставить под сомнение необходимость "Евровидения". Пока туда будут пробиваться хоть несколько доброкачественных номеров, до тех пор эта затея будет нужна.
Я только не понимаю, отчего вокруг "Евровидения" поднята такая шумиха, как будто нашли неизвестную симфонию Бетховена и вот-вот осчастливят мир ее исполнением. Для меня неожиданностью стало, что российские девочки поднялись на третье место. Я был в шоке, когда прочел перевод по-русски их песни о том, как надо крутить попкой.
Если на "Евровидении" можно все, то перед началом не мешало бы предупредить зрителей: детей до 16 к экрану не подпускать. Музыку обсуждать не буду. Она сделана Фадеевым, он человек опытный. Вполне достойно выступил Колдун - парень с хорошими внешними и вокальными данными.
Я только не понял, при чем тут Верка Сердючка? Это из другого жанра. И то, что она (или он) заняла высокое место, иначе как провокацией не назовешь. Кто-то всем этим процессом умело руководит.
Теперь пойдут подражания: будут переодеваться, размалевывать лица, менять пол - все, что угодно, лишь бы побольше заработать денег.
Бари АЛИБАСОВ, продюсер группы "На-на":
- "Евровидение" - конкурс художественной самодеятельности, победители которого почти никогда потом в мировую музыкальную индустрию не попадают. Единственным исключением стала группа "АББА", выступившая на самом первом конкурсе. Профессионалы смотрят на это как на забаву. Российские исполнители продолжают почему-то наивно полагать, что победа на "Евровидении" станет пропуском на мировую эстраду.
А ведь это всего лишь телевизионный проект, как "Фабрика звезд" или "Народный артист", под который специально готовятся танцоры, певцы, "раскрутка". Если сравнить позапрошлогоднюю победу Русланы с 15-м местом Пугачевой - чушь получается. Алла Борисовна - неповторимое явление эстрадной музыки с незапамятных времен, она создала целый пласт массовой культуры нации.
В свое время я отговаривал Ваню Шаповалова посылать на "Евровидение" его группу "Тату". Они и без того занимали верхние строчки хит-парадов почти всех стран мира, включая Индию и Китай, где живет половина населения земного шара. В результате "татушкам", поставленным в один ряд с серой посредственностью, здорово навредило участие в этом смотре самодеятельности.