- Анна, вам больше понравилась "2-Асса-2" или "Анна Каренина"?
- Трудно сказать, потому что в принципе это один фильм. Я посмотрела их в первый раз подряд и убедилась, что это кинодилогия, хотя, конечно, фильмы могут существовать и отдельно друг от друга.
- Быстро согласились на роль дочери Алики?
- А меня никто и не спрашивал. Что тут спрашивать? Я ведь действительно и по жизни "дочь Алики". Мне просто ассистенты отца сказали, когда быть в Ялте и когда первый съемочный день. В Ялте я, правда, не была давно. Мама привозила меня на съемки первой "Ассы", когда мне едва -едва исполнился год.
- Получается, что вы впервые оказались в Ялте в сознательном возрасте? Сразу почувствовали волшебство и магнетизм места, вдохновившего когда-то вашего отца на "Ассу"?
- Первую сцену мы снимали в гостинице "Ореанда", где, как мне рассказали, долгое время на одном из номеров висела бронзовая табличка: "В этом номере в 1986 году Татьяна Друбич убила Станислава Говорухина". Недавно ее сняли за некорректность формулировки.
- Ваш отец очень дружил с Александром Абдуловым. Каким вам запомнился Александр Гаврилович в процессе работы над ролью Стивы Облонского в "Анне Карениной"?
- Он был очень веселым, жизнерадостным, как теперь говорят, позитивным человеком. Почему вы только про Стиву Облонского спрашиваете? Мне Александр Гаврилович на всю жизнь запомнился с той поры, когда я с ним вместе играла малюсенький эпизод в фильме "Черная роза - эмблема печали..." Я изображала ангела, а он - сам себя. Мне было уже много - 2,5 или даже 3 года. Меня поставили на шкаф, он облокотился рядом. "Волнуешься?" - спросил он меня. "Нет, - ответила я. - Только почему-то ладошки вспотели..." "Не переживай, - сказал Саша. - Сейчас начнут снимать, я тебя спрошу: "Ничего, что я куру?" (Именно так.) А ты в ответ пожми плечиком. И все будет тип-топ!" Он спросил, и я пожала. И все действительно стало тип-топ, даже и до сих пор. Только вот Александра Гавриловича уже нет. И это совсем не тип-топ.
- В предыдущих экранизациях романа "Анна Каренина" использовалась музыка знаменитых композиторов, например Родиона Щедрина (фильм Александра Зархи). Сергей Соловьев пошел на риск, предложив своей дочери-студентке написать музыку к этой картине, ведь так?
- Что значит "использовалась"? Щедрин тогда специально сочинил ее для этого фильма. Превосходнейшая, кстати, музыка великолепного композитора. А отец вообще по природе авантюрный человек. Насколько я знаю, в начале съемок он хотел заказать музыку каким-то именитым композиторам. С кем-то из них он работал и раньше. Картина снималась трудно и долго. Именитые композиторы не спешили, не слишком понимая, чем дело вообще кончится. Но отец всегда знает, чем и когда "кончится дело", которое он начал. К тому же он признает наследственные семейные ценности. Я и раньше понемногу с ним работала: сыграла почти все фортепьянные партии к его фильмам - "Нежный возраст", "О любви". Но там я выступала только как пианистка. Сейчас - другое. Мы с отцом заканчиваем наш третий общий фильм - "Одноклассники". Туда я уже написала почти всю музыку. Что за фильм? Думаю, отец в каком-то интервью правильно определил существо этой новой истории - это, говорит, вроде как "100 дней после детства", только в сегодняшние дни.
- Думаете, его возраст ему не помеха, чтобы снимать молодежное кино?
- Думаю, возраст человека определяется тем, что у него в голове, а не цифрами в паспорте. Да это и по фильму "2-Асса-2" видно. К тому же он уже лет 30 постоянно ведет режиссерские и актерские мастерские во ВГИКе. Я, кстати, видела, как он со своими студентами общается. Как с ровесниками. И неважно, кому сколько лет.
- Не боитесь его?
- А почему я должна его бояться? Мы с ним дружим. А когда дружат, друг друга не боятся.
- Сергей Александрович когда-то рассказывал мне в интервью, что в юности вы были фанатом фильма "Титаник", и он журил вас за это. Пытался ли он изменить ваш вкус?
- Я с детства смотрю много фильмов. Можно сказать, все подряд. Что касается фильма "Титаник", то когда он вышел на экран, конечно, произвел на меня сильное впечатление. Можно сказать, я была от него без ума, как, впрочем, многие девочки. Но когда мы пошли с отцом смотреть "Титаник" в кинотеатр, он быстро заснул. Потом делились впечатлениями: "Аня, ты не производишь впечатления дуры, неужели тебе может нравиться вся эта галиматья?" Я ответила: "Ты бы знал, как хочется любви и катастроф!" Конечно, отец оказал большое влияние и на формирование моего вкуса. Одно время я ходила к нему на лекции во ВГИК, вместе с его студентами смотрела фильмы знаменитых европейских режиссеров - Висконти, Антониони, Феллини. Постепенно "Титаник" поблек, хотя в некотором смысле "любви и катастроф" до сих пор иногда хочется.
- Ваш любимый фильм Сергея Соловьева?
- Любимый? Может быть, "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви". А может быть, и "Чужая белая и рябой". У него много хороших фильмов. Конечно, давно пора бы выпустить на DVD полное собрание его картин. Ведь некоторые из них вообще никто не видел. А они очень хорошие. Вот, например, у отца есть первая его картина по Чехову в мосфильмовском альманахе "Семейное счастье". Называется "От нечего делать". На мой вкус, она потрясающая. С Вячеславом Тихоновым, Алисой Фрейндлих и Николаем Бурляевым. Они грандиозно там играют. А у отца это вроде бы был дипломный фильм.
- Поделитесь своими наблюдениями - как ваша мама Татьяна Друбич вживалась в образ Анны Карениной?
- Вживалась? С этими "вживаниями" вообще нужно быть крайне осторожным. "Анна Каренина" - история, которая в некотором смысле притягивает к себе рок. Любая сильная и мощная трагическая аура требует уважительного к себе отношения. А не бездумного "вживания". Слава Богу, в маме достаточное количество душевного здоровья и ясности ума, чтобы достойно и без риска иметь дело с таким материалом. Когда я посмотрела картину, то была поражена тем, как убедительна мама в роли Анны. Мама с Олегом Ивановичем Янковским как-то совершенно по-своему сумели понять и показать трагедию супругов Карениных.
- Вронский в исполнении Ярослава Бойко во всех отношениях проигрывает Алексею Каренину, которого играет Олег Янковский. Женский вопрос: разве можно было уйти от такого мужчины, как Янковский?
- Это действительно вопрос женский. А роман писал один из самых настоящих мужчин России. Он к тому же понимал, что дело не в том, "кто к кому ушел". Дело в том, чтобы понять, что стоит любовь. А стоит она дорого, иногда даже жизни. Роман - об этой стоимости и о любви. И Олег Бойко - Вронский - это хорошо понимает. Поэтому лично мне все ясно - что они втроем играют.
- Ходят слухи, что ваша мама вообще не смотрит телевизор. Более того, его просто нет в вашем доме. Это так?
- Нет, это не так. У нас дома есть телевизор.
- Татьяна Друбич - актриса редкой индивидуальности. Внешне вы очень похожи на маму. Поклонники ее таланта были бы счастливы, если бы ее дочь часто снималась?
- Ну, во-первых, если вы находите, что мы похожи, мне это приятно. Хотя бы потому, что не только в кино, но и в жизни я не встречала никого, кто был бы похож на маму. Да и она ни на кого не похожа. То, что актерскую профессию она не считает единственной в своей жизни, - в этом, наверное, есть особенная серьезность и целомудрие по отношению к этой профессии.
- Как вы сами оцениваете свой взрослый дебют в кино, роль во второй "Ассе"?
- Я должна что-то оценить? Ну, скажем, мне очень странно было видеть себя на экране. Моих превосходных партнеров - Сергея Шнурова, Башмета, Катю Волкову, маму - я оценить не могу. Ведь все они - близкие мне люди. Но видеть себя в компании таких людей, конечно, обязывает.
- Как вам, классической пианистке, хулиганский нрав Сергея Шнурова? А в Башмете вы наверняка нашли родственную душу?
- Откуда вы это берете - про "хулиганский нрав" Сережи Шнурова? Ничего я про это не знаю. Знаю только, что он один из самых интеллигентных людей, встретившихся мне в жизни. Интеллигентный, деликатный, даже в чем-то застенчивый. Мне кажется, очень ранимый. Сколько времени провели вместе, а он так и обращается ко мне на "вы". И Сергей, и Башмет наделены этим великим даром тотального артистизма. Это у них не приобретенное, это у них в крови. Я могу только гордиться знакомством с ними.
- Героиня Татьяны Друбич говорит вашей героине, как мать дочери: "Но он же взрослый мужчина, у него дети. Неужели тебе никто не нравится из твоих ровесников?" Возможно, чтобы в действительности мама задала вам подобный вопрос?
- Вы знаете, мы вообще стараемся не задавать друг другу лишних вопросов. Так всегда было принято в нашей семье. Оттого и получается, что мы по крайней мере не мешаем друг другу жить. Это особенно удивительно, потому что все как-то связаны с художествами, с искусством. Но с годами все больше и больше понимаешь, что, может быть, это даже главное искусство - не мешать друг другу жить.
- Мама - деликатный человек?
- Я же уже говорила, мама - человек, а значит, деликатный.
- А мама не заразила вас интересом к другой своей профессии, к медицине?
- Она заразила меня уважением к другой ее профессии. Думаю, что мама - очень талантливый врач, обладающий природным чутьем.
- Скоро ли завершится ваше обучение? И почему именно Германия, Мюнхен?
- В Мюнхен я попала когда-то почти случайно. Были такие странные времена - русские педагоги в Москве преподавали мало. Я хотела учиться у отличного русского музыканта, и мне удалось удачно сдать вступительные экзамены в мюнхенскую Высшую школу музыки. Но к тому педагогу я так и не попала. С той поры прошло уже много лет. Я полюбила и Мюнхен, и свою мюнхенскую школу, и Германию, и вообще Европу. Когда-то недолгое время я проучилась и в Лос-Анджелесе. Но там такой привязанности и любви не возникло. Если уж мы завели разговор о том, где кому нравится жить, то такого вопроса для меня никогда не было и нет. В Москве. "В Москву! В Москву! В Москву!"
Наше досье
Анна Соловьева родилась 27 июня 1984 года. Первую роль в кино сыграла в фильме своего отца "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви". Окончила Высшую школу театра и исполнительского искусства в Мюнхене по классу фортепиано. Живет в Мюнхене и в Москве.
Сергей Соловьев родился 25 августа 1944 года в Карелии. Окончил в 1969 году режиссерский факультет ВГИКа. Снял 20 фильмов, среди которых "Спасатель", "Асса", "Дом под звездным небом", "О любви".
Татьяна Друбич родилась 7 июня 1959 года в Москве. Играет почти во всех фильмах Сергея Соловьева. По образованию - медик, параллельно с кинокарьерой всегда оставалась практикующим врачом.