
Президент России Владимир Путин одобрил идею создания национальной орбитальной станции, которая должна заменить на орбите постепенно стареющую МКС. Соответствующее решение было принято на закрытом совещании, состоявшемся 12 апреля – в день первого полета человека в космос – в городе Энгельсе.
Информация о том, что глава государства дал проекту зеленый свет, носит пока неофициальный характер, и исходит от осведомленных источников. Однако пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков признал, что в ходе совещания поднималась тема орбитальных перспектив России.
«Действительно, говорилось о том, что МКС и наш отечественный сегмент не вечны, конструкция устает со временем и рано или поздно потребуется принимать окончательное решение», - сказал представитель президента.
Не исключено, что об официальном решении Путин сообщит в ходе оглашения послания Федеральному собранию. В этом году выступление президента намечено на 21 апреля.
На герметике до 2030-го не дотянет?
Россия имеет обязательства по участию в проекте МКС до конца 2024 года. Однако в последнее время многие эксперты и представители ракетно-космической отрасли заявляли, что эксплуатация станции, скорее всего, будет продлена на три – пять лет.
«Мы сейчас уже думаем, и решение об этом на верхних уровнях уже принято, чтобы станция до 2028 года летала», - сообщал в первых числах марта замглавы центра летной эксплуатации космических аппаратов и средств выведения РКК «Энергия» Юрий Гидзенко.
Еще более оптимистичную оценку давал руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев. «До 2030-го, а может быть чуть больше, мы, в общем-то, планируем осуществлять ее эксплуатацию с плавным завершением полета», - заявлял он на международном симпозиуме «Человек в космосе», прошедшем в Москве в начале апреля.
Тем не менее, по словам информированных источников, на совещании с участием Путина «было дано четкое обоснование, почему этого делать не стоит». Аргументы противников продления эксплуатации МКС, что называется, лежат на поверхности. Первый из модулей станции, российский сегмент «Звезда», провел в космосе уже 23 года, и сейчас в его корпусе обнаружено шесть трещин. Длина самой большой из них – 4,5 см; к тому же, трещина является сквозной. Для ее локализации российские специалисты предлагали по концам просверлить две дырочки, однако этот план сильно не понравился американцам, и они запретили проводить на станции такие работы. Некоторые из разломов расположены в столь укромных местах, что космонавтам приходилось искать их с помощью пакета чайной заварки.
Устранять трещины тоже приходится не самыми технологичными методами. Часть заклеили скотчем, другие попытались замазать герметиком. При этом проблемами с обшивкой корпуса дело не ограничилось. В октябре прошлого года в «Звезде» дважды отказывал прибор «Электрон-ВМ», отвечающий за регенерацию воздуха для всей станции.
Отделять нельзя топить
Совсем недавно Роскосмос достроил и подготовил к отправке на орбиту многоцелевой лабораторный модуль (МЛМ) «Наука», который, на самом деле, должен был отправиться к станции еще в 2007 году. 13-летняя задержка привела к тому, что модуль пришлось перебирать и модернизировать на Земле, но, согласно последним планам, он должен отправится на орбиту до конца апреля.
Срыв отправки «Науки» в 2010-е привел к тому, что не были запущены научно-энергетический модуль (НЭМ) и стыковочный модуль «Причал»; в результате российский сегмент так и не получил полноценной лабораторной инфраструктуры, а российские космонавты были вынуждены все эти годы обслуживать развитие американской, японской и европейской науки.
Именно три эти модуля после некоторой модернизации и доукомплектования и могут стать основой российской станции. Проект российской орбитальной служебной станции (РОСС) уже некоторое время прорабатывается специалистами РКК «Энергия». В соответствии с предложенной ими концепцией, это будет небольшая посещаемая платформа, включающая в себя от трех до семи модулей. Экипаж будет подниматься на орбиту только для проведения регламентных работ или постановки опытов. Большую же часть времени РОСС будет летать в автоматическом режиме, что радикально сократит расходы на ее эксплуатацию.