Среди святых, поминаемых Церковью на этой неделе, есть человек невероятной по драматизму судьбы. Это святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец (1507 - 1569 гг.).
Так причудливо сложилась его жизнь, что уже по своему рождению он оказался во властной элите страны, но отказался от светских благ и карьеры, удалился в глушь, сменил имя, статус, а уже в новом качестве был востребован государственной властью и погиб от нее.
Он рос в семье Стефана Колычева, одного из самых знатных бояр, приближенного великого князя Василия Ивановича. Его любили при дворе, ценили его способности, однако он почувствовал в себе призвание совсем к иному. Тайком ушел из дома и после долгих скитаний добрался до Соловецкого монастыря. Там и постригся в монахи.
В монастыре Филипп прошел долгий путь через многие послушания на кухне, в пекарне, рыболовецкой бригаде, а на пятом десятке лет стал необыкновенно успешным настоятелем обители. Известность его обернулась трогательной встречей с родными братьями. Родителей к этому времени уже не было в живых. Братья передали ему часть наследства, которую он целиком употребил на нужды Соловецкой обители.
Слава о выдающемся игумене знатного происхождения дошла и до царствовавшего в то время Ивана Грозного. Он стал щедрым покровителем монастыря и горячим ценителем пастырского дара игумена Филиппа. А через некоторое время объявил, что именно Филиппа желает видеть митрополитом Московским.
Так началась последняя, самая краткая и яркая часть жизни святого Филиппа. Три года его противостояния с Иваном Грозным стали не просто столкновением двух сильных личностей. По существу, это исполненное философского смысла выяснение отношений Церкви и государства. Это конфликт неограниченной светской власти и безграничной силы духа.
Уже ответ Филиппа на предложение царя ошеломил окружающих. Он потребовал упразднить опричнину. Все ждали немедленной расправы. Но Иван Грозный, как пишет Карамзин, "не хотел дать ему славы гонимого за добродетель: желал склонить его к безмолвию, явить слабым в глазах России, сделать как бы соучастником в новых правилах своего царствования".
И начался сложнейший психологический поединок. Важный, конечно же, не только и не столько для судеб царя и митрополита, сколько для истории страны, Церкви, народа. Святитель оказался сильнее, хотя и был убит по приказу царя. Вера осталась выше власти.
Память святителя Филиппа празднуется 22 января.