Агентам и операторам, пытающимся удержаться на плаву, приходится проявлять гибкость и готовность к трансформации. Как будет выглядеть рынок после глобальной чистки?
По своему разрушительному эффекту для туриндустрии коронавирус сродни ледниковому периоду, похоронившему большую часть обитателей северных широт. По оценкам экспертов, к концу года обанкротятся или временно заморозят свою деятельность около половины участников рынка. Первыми уйдут небольшие агентства, а также неэффективные, не сумевшие перестроиться структуры. Находящаяся в кризисном штопоре отрасль никому не простит ни ошибок, ни дилетантства.
Одним из условий выживания бизнеса станет максимальный отказ от постоянных издержек. Экономить главным образом планируется на офисных площадях, от которых агентствам придется или вовсе отказываться, или оплачивать минимально возможное количество квадратных метров. Бытует мнение, что после пандемии туристический бизнес станет виртуальным, поскольку люди привыкли приобретать все необходимое в интернете. Однако психологи говорят, что продавцы и покупатели хотели бы вернуться к привычной схеме общения. По словам турагента Жанны Сайкиной, в этом плане их клиенты особенно консервативны. Для большинства активных путешественников важен факт покупки тура у живого человека, на которого морально и юридически возлагается часть ответственности за предстоящий отдых.
«Это обстоятельство и до последнего кризиса в значительной мере ограничивало рост онлайн-сегмента на российском рынке. А пандемия продемонстрировала очевидные минусы самостоятельного бронирования туров, поскольку организованные туристы в период массового закрытия границ оказались в более выигрышном положении. Пакетные предложения получат второй шанс и вернут часть потерянных за предыдущие годы позиций на рынке», — считает эксперт.
Но что включать в эти пакеты, если сроки возобновления регулярного авиасообщения продолжают оставаться в тумане, а условия осуществления перевозок до конца не определены? Да и как-то странно строить планы на отдых, когда в самой стране COVID-19 еще и близко не побежден.
Выход для туроператоров остается один: бросать все силы на те направления, которые приносят прибыль здесь и сейчас, то есть на российские курорты. Все крупные российские туроператоры уже включили в свои чартерные программы не только приморские направления, но и Байкал, Алтай и даже Камчатку. На рынке сложилась такая ситуация, что Россию для себя открывают даже те компании, которые ранее никогда этим не занимались. И если в предыдущие годы доля российских курортов в структурах продаж операторов не превышала 30-40%, то на данный момент она имеет шансы как минимум удвоиться.
Конечно, пропорции эти сразу же изменятся с открытием границ, но туристы уже успеют отдохнуть в своей собственной стране и, возможно, оценят этот опыт. А операторы поймут, что зарабатывать деньги можно и на внутренних направлениях, было бы желание. Ведь если рассматривать только экономическую сторону вопроса, то отправка группы туристов из 8-10 человек на Камчатку может принести агентству не меньшую прибыль, чем продажа 40-50 путевок в Турцию.
Впрочем, и в массовом сегменте позиции российских курортов весьма основательны. Так, по итогам прошлого года только Краснодарский край принял около 17 млн туристов, еще 7 млн человек смогли отдохнуть в Крыму. Такие цифры, согласитесь, заслуживают уважения, а ведь потенциал этих регионов далеко не исчерпан.
А в это время
Стоимость отдыха на российских курортах может вырасти на треть, заявил вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Александр Курносов. Это связано не только с желанием отбить упущенную из-за пандемии прибыль, но и с увеличением спроса на внутренний туризм из-за закрытых границ.