
Поставки с Украины резко снизили цены на крымских рынках. Например, клубника «обвалилась» до 70 рублей за кило. Невероятно, но хозяйки уже закатывают подешевевшие огурцы. Получилось, домашняя заготовка стартовала на месяц раньше обычного срока. Как результат — крымские торговцы-спекулянты начали жесткую конкурентную борьбу с украинскими поставщиками. Первым ударом стал сетевой фейк про якобы отравленную черешню из Мелитополя.
Все минувшие выходные официальные СМИ Симферополя были вынуждены повторять заявление Роспотребнадзора. Санитарное ведомство продолжает опровергать скандальные сообщения об отравлениях украинской клубникой и черешней, которые толпой явились на крымских порталах. Первые такие посты здесь начали размещать еще под занавес мая. За последние дни вообще пошел вал подобной информации, явно рассчитанной на панику среди покупателей.
«Это не соответствует действительности. Нет никаких массовых заболеваний и отравлений. Нет вообще оснований говорить даже о единичных каких-то случаях. Фактов отравления черешней — ни мелитопольской, ни любого другого происхождения — на территории Республики Крым и Севастополя не зафиксировано», — устало повторяет глава регионального Управления Роспотребнадзора Наталья Пеньковская. А что этой действительности соответствует? Да то, что воротилы аграрно-торгового бизнеса Крыма разворачивают жесткую борьбу с внезапными конкурентами из-за Перекопа. Причем борьба эта явно без правил. А как иначе, если украинская продукция буквально обвалила ценники крымских базаров?
Сейчас из Херсонской и Запорожской областей сюда ежедневно поступает больше 300 тонн молодого картофеля, пекинской и белокочанной капусты, лука и свеклы. Очень много всевозможной зелени, от укропа-петрушки до руколы и базилика. «Цены в рознице для конечного потребителя в среднем снизились на 30%», — сообщил председатель управления Ассоциации содействия торговле республики Сергей Макеев.
На самом деле многие позиции подешевели в разы. Например, по-настоящему вкусные херсонские помидоры отдают за 75 рублей. Кабачки и вполне качественные свежие огурчики в Симферополе стоят 25-30 руб-лей. На прилавках Джанкоя — еще дешевле. Это почти себестоимость, ниже ценам просто некуда опускаться. Прочувствовав расклад, местные хозяйки начали массовую закатку огурцов на полтора месяца раньше положенного срока.
Рекорды бьет все та же клубника. Самая лучшая идет по 130 рублей, много предложений от 100 до 80 целковых, чуть лежалая — вообще по полтиннику. Люди затариваются ягодой целыми ящиками: на варенье, джемы и прочие зимние радости. Практически в каждом доме варят повседневные клубничные компоты, что называется, «просто для питья». В первой декаде июня такого здесь не случалось еще никогда.
Пока в пределах 400-350 рублей за 1 кг держится черешня, но только пока! Крымчанам завезли ранний сорт «первомайки» из Мелитополя. Считаные дни остались до сбора основных сортов, и тогда цены гарантированно упадут. Увы, придется умерять аппетиты торговцам местной черешней, которой тоже будет много. И, естественно, у черешневых поставок из Азербайджана и Средней Азии на южнобережных прилавках теперь вообще нет никаких шансов.
На какие действия решится торговая мафия солнечного полуострова, привыкшая заламывать цены и тем самым обдирать курортников? В любом случае нынешним летом отдыхающие объедятся крымскими и южноукраинскими фруктами. Ну а республиканские власти откровенно рады: они любыми путями стараются снизить общественную напряженность, вызванную весенним подорожанием социально значимых продуктов.
Таможенная служба отчиталась о сокращении времени прохождения грузов на границе с Херсонщиной: «По максимуму задействованы все имеющиеся полосы контроля, наши посты работают круглосуточно». Сейчас на КПП «Джанкой» работают пять полос на въезд и столько же на выезд. Пункт пропуска «Армянск» задействовал по четыре полосы в каждом направлении. Состав оперативно-дежурных смен увеличен на треть, прикомандированы дополнительные сотрудники. На днях из Ростова прибыл новый мобильный инспекционно-досмотровый комплекс.
Глава Крыма Сергей Аксенов убежден, что этого мало. Так, нынешняя пропускная способность херсонского пограничья составляет 90 грузовиков в сутки. Хотя, по его словам, реально пропускать до 1100 фур. То есть мощность пунктов пропуска планируется увеличить в 10 раз.
«К середине июня мы закончим их переоборудование. В каждом направлении будет заасфальтировано по четыре дополнительных полосы. Несколько полос для грузового транспорта, одна для общественного и отдельно для легковых. Время пропуска одной фуры сократится до 7 минут, — заверяет глава республики. — Кстати, больше всего времени на границе занимает оформление временного ввоза легковых авто. Я уже вынес предложение отменить временную регистрацию, она никакого смысла не несет и на безопасность не влияет».
Понятное дело, речь о жителях соседних регионов. Только в Запорожской области на получение российских паспортов уже подано свыше 80 тысяч заявок. Действительно, стоит ли продолжать процедуру «временного ввоза» их легковушек? Пограничники пока не знают, что делать с машинами, у которых код UA на номерных знаках заклеен новым символом TVR. Авто-владельцы доказывают, мол, это обозначение Таврической губернии времен Российской империи. Многие убеждены: именно под таким историческим названием весь украинский юг вскоре интегрируется в состав современной России. Также на переклеенных номерах желто-голубой флаг заменен на исторический герб города Запорожья-Александровска, высочайше утвержденный императором Александром I в 1811 году.
Кстати
Нынешней осенью исполняется 220 лет с момента основания Таврической губернии. Юбилей юбилеем, однако для фермерских грузовиков правила безопасности никто отменять не собирается. Рядом с обоими крымскими пунктами пропуска возводят огромные площадки-стоянки, каждая на 300 фур. Ставят навесы, скамейки, туалеты, баки с питьевой водой. Иначе нельзя, товарный поток из освобожденных районов увеличивается стремительно. Назрела необходимость приграничного комплекса для длительного хранения скоропортящейся продукции. В республиканском правительстве обсуждают проект строительства специального логистического центра. Как заявлено, Минсельхоз РК совместно с Министерством промышленности «прорабатывают возможность ускорить процесс его создания — обязательно с оптовым звеном и новейшими хранилищами».