Менеджер из Казани, ставший донором костного мозга для маленькой девочки, рассказал о побочных эффектах операции: он стал смеяться, как Санта-Клаус, ярче радоваться окружающим и сильнее любить жизнь.
В последний день августа Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова отметил пять лет со дня своего создания. Основал и развивает регистр Русфонд на пожертвования граждан и бизнеса, при поддержке Фонда президентских грантов и на средства грантов от региональных властей. Регистр назван именем мальчика из Удмуртии, которому требовалась пересадка костного мозга, но подходящего донора найти не удалось.
По данным Минздрава РФ, каждый год в России более 5 тысяч человек нуждаются в трансплантации костного мозга, в том числе почти тысяча детей. Этот метод лечения позволяет спасти тех, кто заболел раком крови. Иногда донора удается найти среди родных, а если нет, начинается поиск генетических близнецов, чьи клетки совместимы с организмом пациента.
Считается, что шанс найти идеального донора составляет 1:10 000. Но доноров в России все еще катастрофически мало — около 190 тысяч. Для сравнения: в Германии на без малого 84 млн населения в регистре значатся 9,8 млн человек, а в регистре Израиля состоит каждый 10-й житель государства. И обращение к международным базам не всегда приносит результат, потому что наша страна многонациональная, а потому невероятно разнообразна в генетическом смысле.
В 2018-2019 годах Русфонд учредил четыре НКО-регистра: Приволжский РДКМ, Сибирский РДКМ, Южный РДКМ, Башкирский РДКМ. Им взялись помогать партнеры — волонтеры, благотворительные организации и разные компании на местах. Например, в Татарстане маркетплейс KazanExpress запустил акцию «Похожие люди», предложив своим пользователям в 119 городах России бесплатно заказать и получить наборы для самостоятельного взятия буккального эпителия (мазка с внутренней стороны щеки).
Ну а эта история началась с того, что один из сотрудников компании рассказал коллегам, как просто и совершенно безболезненно можно стать потенциальным донором и получить шанс спасти кому-то жизнь, сдав клетки костного мозга. В офис даже зазвали лекторов из Приволжского РДКМ — и 104 человека тут же, на месте, захотели пройти типирование.
«Но ведь у нас есть мощности, логистика, которую мы можем использовать, и есть наши покупатели, которым мы можем рассказать о донорстве и доставлять им бесплатно наборы, а потом возвращать в регистр. Решили, что хотим вместе с Приволжским РДКМ запустить такой проект и дать шанс людям с онкологией и болезнями крови найти доноров», — говорит сооснователь и генеральный директор KazanExpress Линар Хуснуллин.
Через проект «Похожие люди» и Национальный РДКМ корреспондент «Труда» познакомилась с менеджером из Казани Кириллом НОДОВЫМ, который не так давно стал донором костного мозга для маленькой девочки. А он рассказал о своем опыте нашим читателям. Вот его прямая речь.
"У меня обычная, среднестатистическая жизнь. Семья, ребенок, работа. Занимаюсь спортом, но без фанатизма. Люблю свой город. Нечасто, но с удовольствием выбираюсь в путешествия. Не могу сказать, что имею отношение к благотворительности. Конечно, уважаю благотворительные фонды, всецело поддерживаю то, чем они занимаются. И думаю, что ежемесячные пожертвования, которые можно настроить даже с телефона, должны стать частью жизни, чем-то нормальным и естественным, как чистить зубы по утрам. Но теперь я считаю так: если уж помогать попавшим в беду людям, то чем-то более значимым, чем сто рублей.
Донором крови я стал еще в студенчестве, когда для кого-то из знакомых надо было сдать кровь. С тех пор периодически это делаю. От меня не убудет, если я сдам 200 мл крови.
Мое решение пройти типирование было скорее рациональным, чем эмоциональным. Когда появилась информация о регистре, мы с супругой изучили ее и решили: а почему бы и нет? Прошли типирование, получили СМС, что мы в реестре. И наступила тишина. Конечно, Бэтменом, летящим на помощь согражданам, я себя не ощущал, о миссии невозможно долго думать, надо успевать просто жить.
А потом позвонили из Национального РДКМ и сказали, что есть совпадение с нуждающимся в пересадке, не изменил ли я свое решение быть донором костного мозга. У меня сомнений не было, пожалуй, родные и близкие волновались больше. Мне организовали чекап, все расходы оплатил регистр.
Сдавать клетки костного мозга можно двумя способами. Первый: у тебя из одной руки берут кровь, ее сразу прогоняют через аппарат, отделяют необходимые для пересадки клетки и сразу же вливают в другую руку. А второй — это когда под общим наркозом прокалывают тазовую кость и берут клетки. Выбирает способ сам донор. Я выбрал способ № 2. Наверное, потому, что первая операция занимает 4-6 часов, а это долго. К тому же второй способ повышает шансы на успешность трансплантации.
Все было вполне комфортно, если не считать того, что были неприятные ощущения в области проколов. И после аппарата ИВЛ было больно смеяться, распирало легкие, и я обнимал себя и смеялся, как Санта-Клаус в американских фильмах, — хо-хо-хо!
Мои клетки пересадили 12-летней девочке. Конечно, если человек болен, то не так важно, взрослый он или маленький. Но если ты родитель и сталкиваешься с тем, что болеет ребенок, это всегда задевает острее. Моему сыну недавно исполнилось 10 лет, он пошел в четвертый класс. Мы с супругой решили не говорить сыну про донорство, пока он такой маленький. Сейчас он товарищ впечатлительный...
Я чувствую, что донация изменила меня, но как изменила? Наверное, я стал взрослее. И эмоциональнее. Жизнь воспринимается как-то острее, ярче. Я стал бережнее к людям, сильнее любить своих близких.
Мне сообщили, что трансплантация прошла успешно, эту девочку уже выписали из клиники. И теперь я каждые несколько месяцев пишу в регистр и спрашиваю, как там мой пациент. Мне говорят: все хорошо, и это такая радость, которую трудно описать. Просто поверьте мне на слово.
Ведь это главное: человек продолжает жить, радуется, огорчается, переживает. Учится — и пусть даже двойки изредка будут, у нее есть шанс их исправить и стать отличницей. А вот курить за гаражами ей категорически возбраняется, ей вообще нельзя курить.
Что еще? При пересадке костного мозга у реципиента меняется группа крови, и сейчас у этой девочки группа крови как у меня. Говорят, что вместе с этим могут передаться и какие-то черты характера. Мы с женой смеемся: только бы ей моя лень не передалась, потому что девочке нужно заканчивать школу, поступать в институт. Что мне хотелось бы ей передать, если бы это было возможно, так это чувство юмора".
А еще, добавим мы, пусть к девочке перейдет неравнодушие — такое, как у Кирилла Нодова. Если бы не это качество, человечество бы давно вымерло.
ВНИМАНИЕ!
Всю информацию о том, как стать донором костного мозга, можно узнать на сайте rdkm.ru.