Обстоятельства жизни этого человека, сама биография его, казалось, мало располагали к святости. Он жил в жестокое время, сам принужден был к жестокости, однако стал святым.
Это - великий князь Георгий Всеволодович Владимирский (1189 - 1238), память которого Церковь празднует 17 февраля.
Ему было 23 года, когда умер его отец, знаменитый русский князь Всеволод Большое Гнездо. И так случилось, что именно его, а не старшего брата Константина назначил отец княжить после себя на главном тогда престоле - во Владимире. Как и следовало ожидать, Константин с этим не смирился. Начались распри, интриги, междоусобица, в которые втянулись многочисленные потомки великого князя Всеволода - одни на стороне старшего брата, другие - на стороне Георгия. В конце концов Константин с союзниками захватил владимирский престол ценой страшного кровопролития. Георгий бежал от преследователей в одной рубашке, без княжеского убранства.
Логика общепринятых в те времена отношений между князьями-братьями требовала продолжения противоборства - реванша. Однако на этот раз все пошло иначе. Георгий смирил гордыню, отказался от борьбы и отдал свою судьбу в руки победителей. Старший же брат на смирение ответил великодушием: отдал Георгию Суздаль, а когда почувствовал слабость здоровья, завещал ему и великое княжение. Возможно, это и стало ключевым моментом в жизни Георгия - добро оказалось сильнее зла. Побеги святости пошли в рост.
После смерти брата он сменил его на престоле. Как сообщает историк, "он любил украшать церкви, питал бедных, дарил монахов". Князь Георгий основал Нижний Новгород. Ему удавалось мирить многих своих властолюбивых родственников. Репутация миротворца подтверждалась в его жизни не раз.
А венец мученика он обрел на поле боя. Еще перед битвой на реке Сити он узнал о том, что город Владимир пал, а вся семья его убита.
"Чрезвычайные бедствия возвеличивают душу благородную, - писал об этом Н.М. Карамзин. - Георгий изъявил достохвальную твердость в несчастии; забыл свою печаль, когда надлежало действовать... Георгий, брат его Святослав и племянники сели на коней, устроили войско и встретили неприятеля. Россияне бились мужественно и долго; наконец обратили тыл. Георгий пал на берегу Сити".
Епископ Кирилл Ростовский отыскал обезглавленное тело Георгия. Впоследствии оно было торжественно перенесено во Владимирский Успенский собор и обретено нетленным в 1645 году.