Версия о заимствовании действительно имела одно время хождение. Только не о Западе шла речь, а о Востоке. Будто бы в конце XIX века в семью известных русских предпринимателей Мамонтовых кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого, внутри которой прятались другие - поменьше. Этот сувенир якобы и натолкнул русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки Матрены. Однако никакого документального подтверждения эта легенда не получила.
Истинным источником рождения этой игрушки стала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц. Создателем же первой русской матрешки исследователи считают известного художника С.В. Малютина, впоследствии академика живописи. А токарная форма этой игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями. Известно и место рождения новой оригинальной игрушки - мастерская-магазин "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Вот этот год и принято считать временем рождения матрешки, которая быстро завоевала всемирную славу как русский национальный сувенир.
Ее массовое производство началось в тогдашней "игрушечной столице" России подмосковном Сергиевом Посаде после всемирной выставки в Париже 1900 года. Именно тогда состоялся успешный дебют в Европе новой русской игрушки.
Силуэт и стиль росписи матрешки менялись с течением времени. Создавались вариации изображений на исторические, литературные и политические темы. Однако самой популярной и по сей день остается та самая крестьянская румяная девица, которая завоевала всемирную славу.