"Россия установила для наблюдателей такие ограничения, которые делают невозможным осуществление намеченной миссии на основе мандата БДИПЧ в соответствии с обязательствами перед всеми государствами - участниками ОБСЕ", - говорится в распространенном вчера заявлении директора БДИПЧ Кристиана Штрохала. В ходе переговоров БДИПЧ настаивало на расширении сроков наблюдения: не с 28 февраля, как предлагала Россия, а с середины февраля, чтобы понаблюдать не только за ходом голосования, но и за избирательной кампанией. Россия на это не согласилась.
Отказ Парламентской ассамблеи также связан с ограничениями, наложенными российской стороной на работу международных наблюдателей. "Мы сожалеем, что обстоятельства не позволяют нам провести наблюдение за этими выборами", - говорится в заявлении генерального секретаря Парламентской ассамблеи ОБСЕ Спенсера Оливера. В письме, впрочем, подчеркивается, что ПА ОБСЕ надеется продолжить сотрудничество с Борисом Грызловым и "российской делегацией в Парламентской ассамблее ОБСЕ".
Реакция российских властей не заставила себя ждать. "Россия - уважающая себя страна и ультиматумы не принимает", - заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. По его мнению, сложившаяся ситуация делает актуальной задачу реформирования БДИПЧ, чтобы "оно работало не на основе изобретенных им инструкций, а на основе коллективно согласованных на межправительственном уровне, уровне ОБСЕ". За это, напомнил он, "давно уже выступает Россия, которая вместе с другими странами СНГ, ОДКБ внесла соответствующий проект базовых принципов организаций по наблюдению за выборами".