
Заложенная в 1970-х годах мировая система торговли энергоресурсами, основанная на принципах биржевой торговли и долларе как валюте платежей и валюте значений индексов, исчерпала себя. Активные попытки в последние годы монетизировать защиту окружающей среды стали агонией западного мира и нефтедолларовой системы в попытках сохранить свое неестественное неконкурентное положение. По сути, за счет изменения качества жизни людей финансовый спекулятивный капитал Запада хочет сохранить свое влияние. Однако и научные исследования, и факты, и оценки экспертов свидетельствуют о том, что процесс изменений необратим.
Вопрос, скорее, даже не в мировой долларовой системе и торговле энергоресурсами, а гораздо глубже. Как сказал Игорь Сечин в начале своего доклада, «сегодня уже очевидно, что США не смогли реализовать взятые на себя полномочия лидера и не обеспечили необходимые условия для поддержания справедливого миропорядка. Очевидно также, что Америка допустила утрату лидерства в научно-технологической, промышленной и финансовой сферах, что еще 20-30 лет назад сложно было себе представить». США теряют свое лидерство и всеми возможными методами пытаются его сохранить. Причем, если финансовую систему они через доллар контролируют, то для утверждения своего положения как мирового гегемона они хотят контролировать и воздух, и воду. Приключения Чипполино становятся не сказкой, а инструкцией по применению.
Преимущество использования ископаемого топлива подтверждается фундаментальными научными исследованиями, причем, проведенными не в рамках капиталистического строя, а в рамках работы советской науки, когда задача максимизации прибыли и функционирования спекулятивного капитала не стояла. Развивая исследования великого русского ученого Петра Леонидовича Капицы, эксперты «МакКинзи» и ученые западных университетов подтвердили, что ископаемое топливо также обладает высокой плотностью потока энергии. По этому показателю дизель превосходит водород почти в 30 раз, а газ превосходит ветровую и солнечную энергию в 270 и 70 раз, соответственно.
Благодаря этим свойствам, как верно отметил глава «Роснефти», использование ископаемого топлива даёт гораздо более высокую эффективность инвестиций, измеренную в единицах энергии. По этому показателю угольные и газовые электростанции (энергоотдача от инвестиций - 30 и 28 раз) оказываются более чем в 10 раз эффективнее субсидируемой ветряной и солнечной электроэнергетики (энергоотдача от инвестиций - примерно 4 и 2 раза).
Как и переход на биржевую форму торговли, «зеленый» энергопереход, даже его необходимость, как говорилось, не имеет фундаментального научного обоснования. Все решения принимаются политиками исходя из сиюминутных интересов, более того, интересов граждан запада или участников финансового сектора, но никак не всего населения планеты. Электромобилизация как процесс замещения потребления ископаемого топлива не можеть быть панацеей в борьбе с изменениями климата (если они есть) и улучшением качества жизни через улучшение качества окружающей среды человека. Производство тех же автомобилей сопряжено с огромными выбросами. Самый яркий пример — добыча редкоземельных металлов, когда на несколько граммов необходимого материала идет в отвал от 2 до 10 тонн руды, смешанной с опасными веществами, использовавшимися при извлечении редкоземов.
Все это подтверждается научными разработками «Роснефти» и тезисно изложено в докладе главы компании Игоря Сечина на Веронском форуме. «Принято считать, что электрификация транспорта может значительно затормозить изменение климата, поскольку на транспорт приходится более 20% всех выбросов углекислого газа, производимых мировой энергосистемой. Однако при расчете экономии выбросов следует учитывать, в том числе и те из них, которые возникают при производстве автомобилей и их комплектующих. По оценкам экспертов, на сегодняшний день уровень выбросов при производстве электромобиля на 35-50% превышает выбросы при производстве автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Основная разница в выбросах приходится на производство аккумуляторной батареи, а также стали и алюминия. Для достижения углеродных целей Парижского соглашения необходимо сократить выбросы производственной цепочки электромобилей на 81% к 2032 году, что просто исключено», - говорил в своем докладе Игорь Сечин.
Простые факты от Игоря Сечина: «Именно благодаря ископаемому топливу глобальная энергетическая система стала основой современной жизни. За последние 200 лет использование углеводородов сделало энергию более доступной, что, в свою очередь, наряду c улучшениями в сфере здравоохранения и питания человека привело к увеличению продолжительности жизни с 30 до 70 лет, а доля населения планеты, живущего в крайней нищете, сократилась с 90% до 10%.
В среднем человек потребляет энергию, эквивалентную 800 кг нефтяного эквивалента в год.
95% всех товаров высокого передела производится с использованием продуктов переработки нефти и газа. На сегодняшний день в мире работают более 60 000 электростанций, обеспечивающие энергией более шести миллиардов людей. По дорогам нашей планеты ежедневно проезжают полтора миллиарда автомобилей, 98% которых работает на традиционых видах топлива.»
Если мы хотим вернуть человечество в каменный век, то «зеленый» переход на сегодня является самой прямой и короткой дорогой. Однако человеческая цивилизация выросла благодаря тому, что люди научились мыслить. Пора уже остановиться и подумать. Да, в данном случае, «типа «лучшее» - враг и убийца «хорошего».