Чиновники российского Минкульта подписали с немецкой стороной рабочий протокол, в котором оговорена схема передачи этих шедевров на их историческую родину - в Бремен. Россия оставит у себя два десятка работ и получит в виде компенсации всего лишь два миллиона долларов, которые пойдут на реставрационные работы в Новгороде и Пскове. Таков неутешительный итог четырехлетнего противостояния между российскими чиновниками от культуры, предлагавшими все отдать безвозмездно, и патриотически настроенной интеллигенцией, утверждающей, что Балдинская коллекция - часть законных трофеев Советского Союза, изъятых в Германии в победном 1945-м как компенсация наших потерь во второй мировой войне. Осенью прошлого года для решения этой проблемы была создана российско-германская рабочая группа. Месяц назад сообщалось, что немцы предложили нам отступного в 28 миллионов долларов. Почему же даже эта компромиссная сумма в итоге уменьшилась чуть не в 15 раз? Убедительного ответа ни от Минкульта, ни от Федерального агентства по культуре и кинематографии нет.
Вчера голос протеста раздался из Госдумы РФ, где на пленарном заседании депутат Николай Павлов прямо заявил, что передача Балдинской коллекции - это пересмотр итогов второй мировой войны, и делает это Россия под сильным давлением Германии. Депутат предложил подключить к составлению протеста думский Комитет по культуре. Напомним, когда этот комитет возглавлял депутат прошлого созыва актер и режиссер Николай Губенко, подобные вопросы поднимались без всяких поручений извне. Именно по инициативе Губенко в 2003 году прокуратура вынуждена была приостановить безвозмездную передачу Балдинской коллекции Бременскому музею как опасный прецедент, который позволит Западу быстро оголить российские музеи. Нынешний же состав комитета, руководимого певцом Иосифом Кобзоном, по вопросам реституции не имеет четкой позиции и в большинстве случаев склонен отмалчиваться.
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Абдулхан АХТАМЗЯН, доктор исторических наук, сопредседатель Лиги российско-германской дружбы, профессор МГИМО:
- За время Великой Отечественной войны из разоренных в Советском Союзе 2439 памятников архитектуры, 2234 монастырей и церквей, 427 музеев немецкие оккупанты похитили 564 700 произведений искусства, около 100 тысяч археологических находок, уничтожили и вывезли 180 миллионов книг... По некоторым оценкам, общая стоимость утраченных нашей страной только культурных ценностей может превышать отметку в 230 миллиардов долларов (по современному курсу). Из этой бездны утраченного вернуть удалось лишь незначительную часть.
Должна ли Россия теперь что-то отдавать Германии? Мне весьма странно читать в немецкой прессе самоуверенные высказывания, что якобы русские скоро безвозмездно вернут Германии и уникальную Библию Гуттенберга, и оставшуюся часть "Готской библиотеки", и 200 тысяч томов Дрезденской библиотеки, и художественную коллекцию Кенигса-Гитлера... Но особенно непростая ситуация сложилась вокруг "Золота Шлимана", или "Клада Приама", на который к России выдвигают свои претензии не только Германия, но и Турция (по месту обнаружения памятника), и Греция (по этнокультурному происхождению предметов). Это четыре ящика уникальных предметов роскоши, которыми владели древнегреческие цари времен Троянской войны около 4 тысяч лет назад.
Кстати, Греция уже 150 лет безуспешно пытается вернуть себе из Британского музея и Лувра древнегреческие скульптуры и ювелирные изделия, которые в огромных количествах были вывезены из этой страны Великобританией и Францией еще в середине XIX века. Почему цивилизованные англичане и французы не спешат расставаться с "перемещенными" ценностями? Один из негласных законов политики говорит: отдавать - значит признавать свою слабость. Ведь не случайно в течение 45 лет Германия не предъявляла к нам никаких претензий по вопросам реституции. СССР был сверхдержавой, и с нами предпочитали не ссориться. С начала 90-х расстановка сил изменилась, и немецкие политики пытаются все переиграть в свою пользу. Но многие здравомыслящие политологи и культурологи считают, что Россия пока должна попридержать у себя спорные "трофейные ценности" как залог равноценного возвращения Западом сокровищ российской культуры.