Власть бодрится, утверждая, что наша жизнь мало зависит от курса доллара. Депутаты уверяют, что их избиратели и не знают, с чем едят этот курс. «Повода для беспокойства по-прежнему нет», — заявляет пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. Но так ли это? Насколько зависимы от валютного курса цены в магазине?
Никита Масленников, экономист Института современного развития
— Люди не могут не переживать по поводу слабеющего на глазах рубля. Многие помнят дефолт 1998 года, да и цены на все и вся не дают повода для оптимизма. Можно говорить об отказе от доллара, но тот же юань тесно с ним связан. Рубль дешевеет — дорожает импорт, на который ориентировано подавляющее число наших товаропроизводителей. Растут цены не только на экзотические фрукты и кофе, но и на электронику, бытовую технику, одежду, обувь и многое другое. Паниковать, конечно, не стоит, мы многое переживали, но и отмахиваться от проблемы, как это демонстративно делают сегодня в высоких кабинетах, нельзя.
Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований
— Курс рубля во многом зависит от политических решений. Сейчас компании-экспортеры могут не продавать валютную выручку. Наша торговля функционирует как ярмарка подарков. Мы вывозим блага, а деньги не попадают на Московскую межбанковскую биржу — и рубль падает. Рубль падает — цены растут. Пока попытки его укрепить сводятся к уговорам экспортеров продавать валютную выручку. Рубль очень недооценен: таким образом Минфин пытается наполнить бюджет. Условий для укрепления отечественной валюты нет. Действенной мерой было бы обязать все компании на рынке РФ работать в рублях.
Олег Буклемишев, директор Центра исследования экономической политики МГУ
— Вариантов укрепить рубль слишком мало. Игры ЦБ со ставкой имеют свои ограничения. Россиянам в попытках сохранить сбережения (у кого, конечно, они имеются) остается довольствоваться традиционными депозитами или обращаться к рынку недвижимости.
Андрей Бунич, президент Союза предпринимателей и арендаторов России
— Цены очень привязаны к доллару. Страна наша под санкциями, но доля импорта по-прежнему высока, она даже подросла. Полноценного импортозамещения пока не получилось. В ряде российских товаров вшит импорт — от упаковки до важнейших составляющих конечного продукта. На ближайшем горизонте ожидаю подорожания товаров и услуг еще на 10-20%. Кроме слабого рубля негативную роль играют и монополисты. Реальных рецептов защиты от роста цен просто не вижу, их нет.
Игорь Николаев, экономист
— Рубль слабеет, власти всеми правдами и неправдами попытаются удерживать доллар на уровне около 100 рублей. Одновременно ускоряется инфляция, поскольку растет доля импорта. Вряд ли рубль заметно окрепнет в обозримом будущем, главные испытания впереди.