
Все чаще появляются сообщения о «еде ХХI века», полученной учеными искусственным путем. О чем речь и когда именно человечеству грозит переход на новую диету? Об этом мы спросили исполнительного директора НИЦ «Здоровое питание» Зинаиду МЕДВЕДЕВУ.
Растительное мясо, напоминает Зинаида Медведева, — инновационный продукт, уже появившийся в России. Основой здесь является растительный белок, который добывается из сои, пшеницы, гороха и грибов, с добавками растительных жиров. Достигается почти полная имитация вкуса говядины, курятины и рыбы. Что касается состава, то в нем имеется многое из того полезного, чем обладает мясо. Помимо белка его обогащают железом и витаминами. При этом продукт не содержит соединений, вызывающих болезни сердца и атеросклероз, и опасных канцерогенов. Ученые Стэндфордского университета, сравнившие животное и растительное мясо, признали последнее полезнее традиционного продукта.
Кстати, уже сегодня в России существуют 15 компаний, занимающихся выпуском различных видов растительного мяса. В будущем оно станет продуктом массового потребления. Ведь, по прогнозам ученых, уже к середине текущего века население Земли увеличится до 10 млрд человек. Вырастить достаточное количество скота, чтобы прокормить человечество, невозможно — коровам просто будет нечего есть. Хотя бы частичный переход на растительное мясо решает проблемы.
Есть и другой путь к бифштексу. Берутся стволовые клетки коровы и помещаются в питательную среду. И таким образом выращивают отдельно мышечную ткань и жировую. Этот метод давно применяют в научных исследованиях, но только сейчас его начали использовать для выращивания продуктов питания. Получившееся таким образом мясо обладает всеми свойствами натурального, однако его производство требует гораздо меньше ресурсов и времени. И ни одну корову при этой технологии не убивают. Правда, первый выращенный в Европе таким образом стейк стоил 300 тысяч долларов. Но можно не сомневаться: развитие технологий сделает такое мясо вполне доступным.
А как быть с молочными продуктами? Пока производство молока ферментативным способом осуществляется только в США на уровне всего 5 тысяч литров в год. Капля в море. Но, как уверяет Зинаида Медведева, уже через 10-12 лет такое молоко может появиться на полках магазинов, в том числе и наших, российских. При использовании микрофлоры — дрожжей или грибов — молочные белки производятся методом ферментации в огромных резервуарах. Полезные минералы и витамины, например кальций, калий и фосфор, которыми богато молоко, добавляются в продукт. А вот лактозы (молочного сахара) и других сахаридов здесь нет. И это является преимуществом — количество людей с непереносимостью лактозы в последние годы резко возросло.
Кстати, о сахаре. В экзотических фруктах угли, растущих в Западной Африке, ученые обнаружили белок, воспринимаемый вкусовыми рецепторами как необыкновенно сладкий. Его удалось синтезировать. Белковый сахар, в отличие от обычного, не содержит углеводов, а значит, не повышает уровень выброса инсулина в кровь. Хорошая новость для сладкоежек! Пока себестоимость такого продукта высока, но работы над созданием технологии, позволяющей серийный выпуск белкового сахара, уже вовсю ведутся. Как предполагает наш эксперт, на прилавках магазинов он может появиться через пять-шесть лет.
В Азии едят насекомых — и это не новость. Крупная французская компания обратила взор на Восток и создала автоматизированный завод по производству белка из: сверчков. Их разводят и перерабатывают в порошок, который можно использовать в пищу. Пока компания получила разрешение использовать его для корма животных, но в скором времени этот вид белка попадет на стол человека. К счастью, пока не в России.
Персонифицированные витамины — это принципиально новая технология. Прежде проводится персональный анализ крови, по которому выясняют, каких витаминов не хватает именно вам. И для каждого конкретного человека выпускается комплект необходимых ему витаминов и микроэлементов. Между прочим, некоторые российские фармацевтические компании уже занимаются выпуском комплектов персонифицированных витаминов для конкретных людей. Пока такие разработки стоят дорого, но, как считает Зинаида Медведева, в ближайшие лет пять — десять подобная персонификация широко войдет в нашу повседневную жизнь.