Главная Наука и технологии 00:01 05 Октября 2018 3816
На пути к Луне нас подстерегает гордость

Договорятся ли глава Роскосмоса и директор НАСА?

Виталий Головачев, обозреватель «Труда»
Неужто сейчас мы не в состоянии идти к Луне собственным путем? Фото: globallookpress.com

На космодроме Байконур 10-11 октября состоятся важные переговоры руководителя Роскосмоса Дмитрия Рогозина и директора НАСА Джима Брайденстайна, в том числе и по принципиальнейшему вопросу — участию России в создании окололунной станции. Она, как известно, будет американской. И хотя предполагается широкое международное участие в проекте, хозяева в нем — США. Рогозин уже заявил, что «Россия не может себе позволить участвовать в этом проекте на вторых ролях». Так возможен ли компромисс и нужен ли он России? Руководители НАСА объявили, что шлюзовой модуль станции (возможный вклад нашей страны) обязательно должен использовать американские стандарты, которые по электрическому напряжению и интерфейсам сильно отличаются от российских. Такой вариант совершенно не устраивает Роскосмос. И дело не в технических деталях, ключевые слова здесь — «на вторых ролях».

Полемика на сей счет кипит в высоких кабинетах и в интернете. Одни взывают к гордости: мол, негоже стране, открывшей космическую эру, идти теперь в услужение Америке, развязавшей против нас новую холодную войну. Другие считают, что в таких проектах можно и нужно участвовать — хоть вторыми, хоть тридцать третьими, поскольку именно они приближают нас к новым технологиям и материалам, позволяют вырастить новое поколение инженеров и техников. Ради этого стоит не обижаться, а стремиться сократить отставание.

Неужто сейчас мы не в состоянии идти к Луне собственным путем? Дмитрий Рогозин заявляет, что такая возможность есть. И напоминает, что Россия уже создает новую транспортную систему (видимо, имея в виду будущую сверхтяжелую ракету и новый корабль «Федерация»). Интересные перспективы открывает развивающееся сотрудничество нашей страны и Китая по исследованиям Луны и дальнего космоса.

«Не исключаю, что как только мы определимся с американцами по контурам нашей лунной программы (это наша пилотируемая программа на Луну), формирование научной станции на поверхности Луны, вполне вероятно, будет с нашими китайскими коллегами», — сказал на днях руководитель Роскосмоса в эфире Первого канала.

Вопрос в том, в каком десятилетии полетят к Луне наши пилотируемые корабли. Российская космонавтика утратила многое из достигнутого в советские времена. К примеру, более полувека назад, в феврале 1966-го, автоматическая станция «Луна-9», изготовленная на Машиностроительном заводе имени С.А. Лавочкина, впервые в истории мягко прилунилась в районе Океана Бурь. Передала панорамные изображения поверхности Луны. Но, как сказал несколько лет назад бывший гендиректор НПО имени Лавочкина Виктор Хартов, нам снова «надо научиться садиться на Луну». Стали готовиться к повторению пройденного. Но старт новой автоматической лунной станции много раз переносился начиная с 2014-го. Теперь вот намечен на 2021-й. А работа над спускаемым аппаратом началась еще в 2005-м. Получается, 16 лет нам требуется, чтобы лишь повторить полет полувековой давности...

Наша космонавтика до такого состояния доведена неэффективным управлением, дефицитом финансирования, неясностью целей, серьезными просчетами, кадровой чехардой, масштабным разворовыванием. Но чем тяжелее ситуация, тем красочнее космическое начальство расписывает проекты будущего, которые вот-вот претворятся в жизнь. А они все никак не претворяются.

Не лучшие тенденции затронули и наш сегмент МКС. «Когда российский экипаж на станции сократился до двух космонавтов, время на проведение экспериментов уменьшилось на 80%, — констатировал в интервью ТАСС замдиректора Института медико-биологических проблем РАН космонавт Олег Котов. — Задач на техническое обслуживание станции не стало меньше, но выполняют их теперь два человека. Получается, эффективность МКС упала в пять раз». Мы теряем позиции на рынке космических пусковых услуг. В нынешнем году у нас было лишь девять запусков, в США — 24, в Китае — 26...

На этом фоне российские планы освоения Селены выглядят неубедительно. Летные испытания ракеты сверхтяжелого класса планируется начать с 2028 года. Но специалисты говорят: хорошо, если первые запуски корабля с экипажем произойдут хотя бы в 2033-2034-м. Куда уйдут к тому времени другие космические державы и научно-технический прогресс, можно только гадать. На поверхности Луны появится американская лунная база (ее американцы планируют создать к 2029 году).

Когда Дмитрий Рогозин говорит о создании альтернативной станции на Луне, сразу вспоминаются прогнозы Николая Севастьянова в бытность его руководителем РКК «Энергия» (нынче руководитель ЦНИИмаша). В 2006-м он заявил: «Постоянную станцию на Луне мы планируем создать уже к 2015 году, а с 2020-го может начаться промышленная добыча на спутнике Земли редкого изотопа — гелия-3». Нужно ли комментировать эту маниловщину?

Но, может, Россия вместе со странами БРИКС построит международную станцию на Луне? К 2040-му теоретически возможно. А практически... Когда дойдет дело до серьезных затрат, энтузиазма в ряде стран БРИКС поубавится. Сегодня разве что в планах Китая, третьей по потенциалу космической державы, обозначена широкая лунная программа. К 2025 году китайцы собираются построить беспилотную базу на Селене, а со временем — высадить на ночном светиле и тайконавтов. Но даже для Китая вместе с Россией, другими странами БРИКС строительство обитаемой лунной базы в ближайшие 10-12 лет, по экспертным оценкам, — невыполнимая задача.

Таким образом, если мы откажемся от участия в американском лунном проекте, российским космонавтам придется еще долго летать только на МКС (американцы рассматривают возможность продления ее работы до 2030-го, и Роскосмос наверняка поддержит такое намерение). Однако ближний космос — уже во многом пройденный этап. И неслучайно некоторые действующие российские космонавты подумывают о том, чтобы уйти из профессии. «Такая тенденция наметилась, полеты перестали быть интересными, — подтвердил Олег Котов в упоминавшемся интервью. — Когда не так много новых экспериментов, когда больше времени тратится на обслуживание себя и станции, чем на науку, пропадает мотивация».

Теперь главный вопрос: устроит ли российскую пилотируемую космонавтику перспектива надолго остаться в ближнем космосе?

Слово экспертам

Борис Бальмонт, один из организаторов отечественной ракетно-космической промышленности, экс-министр, первый председатель Межведомственного координационного совета по созданию многоразовой космической системы «Энергия — Буран»

— Ближний космос осваиваем уже 57 лет, пришло время двигаться дальше. В 1969-1972 годах американские астронавты шесть раз высаживались на поверхность Луны. Но сегодня речь идет о начале планомерного ее освоения. Создание окололунной станции станет важным шагом в этом направлении. Американцы начнут отправлять на Луну роботизированные аппараты уже в 2020-м. Автоматы будут исследовать ресурсы, готовить лунную поверхность для длительного присутствия астронавтов. А первый экипаж полетит на базу, по планам, в конце 2020-х. Конечно, нам бы хотелось равноправного участия с НАС-А в лунных программах. Но приходится признавать, что мы сильно отстали. И сегодня, по моему глубокому убеждению, не в наших интересах отказываться от проекта. Хорошо помню, на каком уровне в СССР обсуждались совместные с американцами проекты «Аполлон — Союз» и МКС. В этом участвовали МИД, Министерства общего машиностроения, обороны, Академия наук, а окончательное решение принималось на высшем государственном уровне: Во главу угла должны быть поставлены не соображения престижа, а интересы российской космонавтики. По большому счету — национальные интересы.

Валерий Рюмин, летчик-космонавт (четыре полета), бывший заместитель генерального конструктора, руководитель работ по международным программам «Мир» — «Шаттл», «Мир» — НАСА»

— Если приглашают участвовать в окололунном проекте, надо соглашаться. Не в том мы сегодня положении, чтобы ставить условия. Пилотируемой космонавтике нужен стимул для развития, а дальний космос — это заманчивая перспектива!

Олег Алифанов, член-корреспондент РАН, ученый с мировым именем

— Невозможно представить Россию без космонавтики, но по космической дороге надо идти вперед, не буксовать. Для чего необходимо полноценное финансирование, а здесь у нас, увы, большие сложности. В России и сегодня имеются интересные разработки, опытные специалисты, немалый потенциал. Но многое просто не востребовано. Обидна роль младшего партнера? Но если мы уйдем из проекта, то рискуем отстать надолго, если не навсегда.

Вячеслав Шуршаков, руководитель отдела радиационной безопасности пилотируемых космических полетов Института медико-биологических проблем РАН

— Я часто контактирую с коллегами из НАСА, обсуждая радиационную обстановку на МКС и в открытом космосе, когда планируются выходы членов экипажа. В этих рабочих отношениях нет деления на первых и вторых, нет апломба. Нас связывает понимание общего дела и общей опасности для космонавтов и астронавтов.

По сведениям главы государства, в минувшем году на передовую ежедневно отправлялось около четырех тысяч FPV-дронов 
Российский солдат с FPV-дроном. Фото: www.mil.ru

В 2024 году российские Вооруженные силы получили свыше полутора миллионов беспилотников разных типов. Об этом в среду, 23 апреля рассказал на заседании военно-промышленной комиссии президент РФ Владимир Путин. Тем не менее, констатировал глава...

Президент провел в Санкт-Петербурге совещание по развитию Военно-морского флота 

Фото: http://kremlin.ru

Морской компонент стратегических ядерных сил России на сто процентов укомплектован современным оружием и техникой. Об этом в пятницу, 11 апреля сообщил на совещании по развитию Военно-морского флота (ВМФ) в Санкт-Петербурге глава государства Владимир...

Есть случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения

Ольга Лернер
Труд
Фото: Cfoto/Keystone Press Agency, globallookpress.com

Развитие технологий ИИ привело к возникновению побочного эффекта: фиксируются случаи, когда между устройствами, работающими под управлением ИИ, и живыми людьми возникают романтические отношения. Кое-где такие связи даже пытаются...

Постановка на конвейер самолета Ил-114-300 достойна занесения в Книгу рекордов Гиннесса как образчик авиационного долгостроя

Анатолий Журин
Труд
Как же долог разбег этого самолета в небеса! Фото: UAC/globallookpress.com

Первый полет отечественного SSJ 100 с российским двигателем ПД-8 состоится в ближайшие три месяца, заявил Михаил Мишустин, выступая на прошлой неделе в Госдуме. Премьер напомнил, что с 2026 года российские авиазаводы...

Оформление государственных услуг переходит в онлайн и на самообслуживание. И вот как это выглядит

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Люди оказались заложниками неуемного стремления властей побыстрее попасть в цифровое будущее. Фото: Вадим Ахметов/Ura.ru, globallookpress.com

Неприглядную картину пришлось наблюдать в минувшую субботу, 29 марта, в центре государственных слуг столичного района Раменки. В специальном зале, отведенном для «самостоятельного» получения необходимых услуг,...

Это гиперзвуковой дрон MD-19, который может нести ядерное оружие

Фото: Christophe Gateau/dpa, globallookpress.com

Китайский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) MD-19, который способен летать с гиперзвуковой скоростью, может стать кошмаром для системы противовоздушной обороны США. Об этом говорится в статье, опубликованной в интернет-издании The National...

Как Юрий Гагарин стал первым космонавтом и какие ритуалы соблюдают его последователи

Анатолий Журин
Труд
Фото: Photoagency Interpress/Russian Look, globallookpress.com

Завтра, 12 апреля, мы отмечаем праздник, который подарил стране и миру Юрий Гагарин, совершивший первый в истории человечества космический полет. В этот памятный день на телеканале «Культура» готовится...

На «Интеграции-2025» свою продукцию представили больше 130 компаний

Ольга Щербакова
Труд
Фото с сайта integration.ru

Международная специализированная выставка инновационных технологий социальной адаптации и реабилитации людей с инвалидностью «Интеграция», завершившаяся вчера в столичном «Тимирязев Центре», побила все...

О некоторых результатах вынужденного эксперимента «жизнь без смартфона»

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Он был со мной неразлучно последние два года. До него у меня были другие, конечно, но он оказался столь совершенным, что поменял мою жизнь. Ему я доверяла все свои тайны, отдавая на хранение личные дневники....

Наука и технологии 00:28 / 11 Апреля 2025 4034
Технопарк

Дрон с шашечками, робоконь, высокотехнологичная батарейка

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Фото: Wang Jingqiang/Синьхуа, globallookpress.com

13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге испытали первый в России троллейбус, который придумал российский изобретатель Петр Фрезе. И хотя тесты прошли достаточно успешно, новинка в России прижилась далеко не сразу....

Идет работа над реализацией концепции «от терминала до терминала» в условиях кабины без остекления

Фото: Леонид Фаерберг/Transport Photo Images, globallookpress.com

Специалисты Национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» первыми в мире испытали технологии искусственного интеллекта (ИИ) для сверхзвукового гражданского самолета. Об этом сообщила пресс-служба центра. «В...

Как космонавтам бороться с лунной пылью и что им делать с надоевшей едой из тюбиков?

Илья Щербаков, ведущий рубрики
Труд
Изображение: Freepik.com

7 мая отмечается Международный день планетариев. Ровно 100 лет назад в Мюнхене открылось первое в мире «окно в звездный мир», оснащенное лучшей для того времени цейсовской техникой. Как тогда писали газеты, «это...

Каким он был, тот день, когда весь мир узнал, что русские покорили космическое пространство?

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Фото: imago stock&people, globallookpress.com

Светило солнце. Развезло дороги. Бежали ручейки. В еще прохладном воздухе уже разлилась весна. Племянница Юрия Гагарина Тамара Филатова в деталях описала тот самый день, когда 15 лет назад я приехала на родину первого...

Так некоторые по-свойски именуют искусственный интеллект. Правда, пока никто толком не знает, на что этот Иваныч способен

Надежда Арабкина
Труд
Можно заиграться и однажды проснуться в мире, где умные машины правят глупыми людьми. Фото: Freepik.com

ИИ, искусственный интеллект, стремительно ворвался в нашу жизнь, и вот уже некоторые совсем по-свойски зовут его Иван Иванычем. Правда, пока никто толком не знает, на что этот Иваныч способен. Понятно одно: это компьютерная...

Как советский истребитель Ла-5 обогнал немецкий «Фокке-Вульф»

Анатолий Журин
Труд
Боевое крещение «лавки», как называли эти самолеты летчики, приняли в 1942 году в сталинградском небе. И потом их вылеты немецкие наблюдатели неизменно встречали тревожным: «Ахтунг! Ахтунг! Ла-фюнф ин дер люфт!»

Летом 1942 года летчики люфтваффе были озадачены появлением над Сталинградом неизвестных советских самолетов. Это были первые войсковые испытания новейших истребителей Ла-5. С 14 по 24 августа 19 пилотов совершили 180...

Танки Leopard 2A6 оказались чрезмерно дороги и сложны в обслуживании – как и их предшественники из семейства «бронекошек»

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Переданные Украине немецкие танки Leopard 2A6 («Леопард») повторяют судьбу танков Tiger («Тигр») времен Второй мировой войны. Об этом написал обозреватель американского издания The National Interest Кристиан Орр. «Чрезмерная...