- Наверное, что-то общее между ними есть, - отозвался Николай. - Точнее, было. Ведь сначала, 200 лет назад, в балете едва показывали щиколотку, потом женские юбочки и мужские кюлоты стали укорачиваться, а где-то к началу ХХ века в классическом танце появилась открытая эротика. Но сегодня, на фоне всего, что приходится видеть в кино или на телевидении, балет выглядит как самое целомудренное искусство. В ночном клубе на сцене показывают не то что все наружные органы человека, чуть ли не внутренности наизнанку выворачивают.
- Есть еще такое понятие - душевный стриптиз...
- Если речь об актерской работе, то я против такого "метода". Во всем должно быть чувство меры.
- А в чем заключается ваш метод? Какие детали образа вы стараетесь найти в первую очередь, работая над ролью?
- Для меня, например, важны национальность героя, его социальное положение. От них даже походка героя зависит. Дворянин никогда не двигается, как плебей... Мне повезло - имею достаточно богатый опыт жизненных наблюдений, поскольку детство и юность провел в Тбилиси, а это очень демократичный город. Там живут люди разных национальностей, вероисповеданий.
- У вас репутация "неудобного артиста", который всегда танцует "под настроение" и постоянно что-то меняет в своих спектаклях...
- А как иначе? Например, я танцевал три "Жизели" подряд. Глупо из вечера в вечер делать одно и то же. Конечно, я что-то прибавлял, убирал. Бывало, мой педагог Николай Борисович Фадеечев говорил: Коля, вот это хорошо получилось, сохрани, а вот это я бы убрал, потому что разрушается ткань спектакля... Так и оттачивается роль. Иначе будет просто танец куклы.
- Вы можете о себе сказать, что работа - самое главное в жизни?
- Довольно долго в моей жизни ничего, кроме работы, и не было. Начав заниматься балетом в раннем возрасте, я посвящал ему все время. Наверное, поэтому достиг некоторых успехов... Но в какой-то момент почувствовал, что накопилась огромная усталость. И в 28 лет я опомнился. Стало скучно от того, что жизнь - это только танцзал. Тогда я первый раз нарушил режим и не спал ночь. Ничего страшного не произошло. И с того момента я стал больше отдыхать. Иногда засиживаюсь с друзьями до утра. Конечно, я по-прежнему много занимаюсь, но если встает выбор между лишним заработком и отдыхом, выбираю отдых.
- А если бы не сложилось с балетом, кем бы вы могли стать?
- Все равно пришел бы в театр. Хотя вырос в семье, где никто не имел никакого отношения к сцене и моего увлечения не воспринимал всерьез. Но настоящая жизнь мнилась мне только там, за чертой рампы, куда так хотелось заглянуть. Завидовал одноклассникам, у которых родственники работали в театре. Притом сами они театром нисколько не интересовались, им все это было до фени... Я же был одержим. Сами посудите, ну не сумасшествие ли - прийти в хореографическую школу с улицы, без протекции, очертя голову! Но я так верил в свою гениальность (смеется). Наверное, непонимание собственной наглости и помогло. Ну а если бы меня тогда не приняли, думаю, пошел бы в театральные художники или в мастера светового оформления.
- Со сценой понятно, а насколько важна красота в обыденной жизни?
- Красота - основополагающее начало бытия. Считаю, что это входит в мою профессию - любить красивое, стараться делать все красиво. Конечно, когда играл Квазимодо, то не стремился изобразить его красивым внешне, но по-человечески привлекательным - да. Так, чтобы за него переживал весь зал.
- А что для вас входит в понятие красоты человека?
- Конечно, сначала внешность. Руки - их движения, форма, рукопожатие. Бывают руки, сразу располагающие тебя к человеку, а бывает и наоборот. И еще для меня очень важна опрятность. Не обязательно быть одетым от дорогих фирм, главное - чтобы вещи были чистые, пусть даже чиненные, но аккуратно. Я, кстати, в интернате свою одежду сам штопал, даже вышивать научился... Не понимаю женщин, которые все из себя ученые, со степенями, но с дыркой на кофте. Моя мама работала педагогом, у нее не было лишних денег, но она три раза в неделю ходила в парикмахерскую. Объясняла мне: дети в классе очень наблюдательны и не прощают просчетов, учительница всегда должна выглядеть комильфо.
- Кого из женщин вы считаете самой стильной?
- Ну, одна из них - Барбра Стрейзанд. Ее стиль стал эталоном. Хотя, казалось бы, по природным данным она не каноническая красавица, но преподносит свои особенности настолько пикантно...
- А из российских актрис?
- Сложно сказать. Как поется в мюзикле "Чикаго" - "ушел класс!" Сейчас как-то все "обносилось". Все эти тусовочные люди, которые не сходят со страниц гламурных журналов...
- Мне кажется, так старики во все времена ворчали - сейчас все скверно, вот раньше было ого-го!
- Но я-то не старик. Просто вижу разницу между сегодняшними "звездами" и, например, Натальей Гундаревой. Она играла поварих, алкоголичек и прочих женщин с неустроенной судьбой, а с другой стороны -властных, жестких дам. В жизни же это была очень красивая, достойная женщина. В любой компании вокруг нее сразу образовывался круг поклонников. Потому что она была личность, в ней чувствовался класс! Как сказала другая наша очень большая актриса, Светлана Крючкова: возьмите любую современную актрисочку и представьте ее потолстевшей на двадцать килограммов. И что от нее останется? Ни-че-го! Потому что личности нет...
Если вернуться к балету, то такой потрясающей женщиной, безусловно, была Галина Сергеевна Уланова. Она всегда приходила в театр в перчатках, даже летом - в белых, кружевных. Смотреть, как она их снимала и надевала, было отдельное удовольствие. Сейчас почти все дамочки выходят в свет в перчатках - ну и что? Думаешь: чего они выкаблучиваются?.. Или вспомним Майю Михайловну Плисецкую. Когда все ходили на репетиции неприбранные, в драном трико, она появлялась с шикарным маникюром, в очень красивых "шерстянках". Даже самые обычные рабочие вещи ее были элегантными. Я уж не говорю про то, как она выглядела в фильме "Анна Каренина". В сцене скачек всех остальных актеров можно попросить выйти из кадра, потому что рядом с ней они выглядят нелепо... После таких великих женщин нынешними тетками восхищаться как-то странно.
- Мне кажется, вы не совсем справедливы. Если говорить о стиле, его хорошо выдерживает, например, Рената Литвинова.
- Да вы смеетесь! Допустим, многие говорят, что она талантливый сценарист. Я могу им поверить на слово, потому что не разбираюсь в тонкостях этой профессии, но вот что касается актерских работ - вы меня извините! Возьмите недавний фильм "Настройщик". В нем играют две действительно великие актрисы - Русланова и Демидова. Вот о них можно говорить бесконечно. А когда начинают всерьез обсуждать "потрясающую" актрису Литвинову, меня это просто удивляет. Нельзя путать истинный талант и сиюминутную раскрученность. Вот недавно по телевизору показывали хронику середины прошлого века. Сколько дутых фигур среди писателей, актеров, композиторов! Минуло 50 лет, и кого мы помним? Шостаковича и Прокофьева, Шолохова и Пастернака.
- Красота - это и поведение человека. Какой мужской поступок можно назвать красивым?
- Важно прежде всего то, как мужчина ведет себя с женщинами. Однажды я попал в театр, где до этого гастролировала одна из наших балерин. Блистательная артистка, но с совершенно несносным характером. Весь театр рассказывал мне, какая она нехорошая, все перемывали ей кости и ругали на чем свет стоит. И вот я разговариваю с танцовщиком, который с ней непосредственно работал. Он произнес только несколько слов: "Я с ней танцевал, и этого не забуду". И все! Я в этого человека прямо-таки влюбился. Хотя, судя по рассказам коллег, ему от капризной партнерши досталось больше всех. Но он поступил по отношению к ней по-мужски.
- Что, на ваш взгляд, можно простить женщине, но не мужчине?
- Глупость. Но только очень красивой женщине.
- А что вы легко можете простить любому человеку?
- Обжорство! Ведь знаю, как трудно все время держать себя в форме.
- Вас даже называют тайным гедонистом...
- Какое смешное, мудреное слово... Но вообще-то кто не любит получать от жизни удовольствие? Моя самая большая мечта - дом на берегу теплого моря, вечная весна и никакой физической работы. Гулять по пляжу, кататься на скутере, валяться на матрасе... Как вы понимаете, на 99 процентов это неосуществимо.
- Чем иногда все-таки балует себя гедонист Цискаридзе?
- Ем сладкое. Или, допустим, "западаю" на красивую вещь, хотя она чересчур дорога, да и непонятно, нужна ли. Колеблюсь, потом мысленно говорю: вчера я удачно станцевал спектакль - дай побалую себя. Помню, когда был еще ребенком, мы с нашим хореографическим училищем ездили в Америку на гастроли. В одном городе я увидел игрушечного зайца. Он стоил 60 долларов. Для советских людей, которые вместо туалетной бумаги пользовались рваной газетой, это была астрономическая сумма. Но я "заболел" этим зайцем. И в конце концов купил его. Для всех это был шок. Но этот заяц до сих пор у меня хранится.
- Вас считают баловнем судьбы, но есть, наверное, вещи, которые тревожат, доставляют трудности?
- Не такой уж я и баловень - рано потерял своих близких... Сейчас мне труднее всего, наверное, противостоять лести. Много лет работая "звездой" (смеется), привыкаешь к комплиментам. Если хватит ума, то научишься различать, где правда, а где банальное лицемерие, и сохранишь трезвый взгляд на себя. Но как же много сил уходит на это...
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Николай Цискаридзе стал одним из главных героев только что начавшихся в Японии гастролей Большого театра. Более двух тысяч токийских зрителей рукоплескали его исполнению партии Солора в "Баядерке". Ажиотаж оказался таким, что в партере столичного зала "Токио бунка кайкан" пришлось установить дополнительный ряд стульев. Это была радость встречи давнишних друзей - ведь впервые Николай приехал в Японию еще учеником Московского хореографического училища 16 лет назад. А всего танцовщик, по его собственному признанию, провел в этой стране на гастролях и мастер-классах почти три года.