В российских торговых сетях завершается акция под названием «черная пятница». К старту главной распродажи года готовились не только продавцы, но и мошенники. В конце ноября в рамках акции был побит рекорд интернет-мошенничеств. По оценкам экспертов, охотившиеся за скидками граждане потеряли как минимум 300 млн рублей.
Впрочем, и для торговых сетей «черная пятница» оказалась на редкость успешной. В ноябре по сравнению с прошлым годом на 70% выросли обороты платежных систем. Средний чек увеличился на 4% и составил 1539 рублей. Окончательные итоги еще только предстоит подвести, что понятно: во-первых, в акции участвовали около 160 тысяч российских и зарубежных магазинов, во-вторых, на ряде площадок распродажа еще продолжается. Однако нет никаких сомнений, что финансовые результаты этой «черной пятницы» окажутся рекордными.
Но к участию в главной распродаже года активно готовились не только добропорядочные продавцы, но и мошенники. Как и за счет чего им удается обворовывать впавших в ажиотаж покупателей?
Прежде всего — за счет банальной невнимательности покупателей. Как говорит специалист по информационной безопасности Максим Кривошеев, в погоне за умопомрачительными скидками граждане забывают об элементарных правилах сетевой безопасности...
— Искусственно созданный вокруг распродаж ажиотаж возбуждает покупателей, выводит их из состояния равновесия, чем вовсю пользуются мошенники. Специально под распродажи злоумышленники создали сотни фальшивых интернет-магазинов, названия которых совпадают с доменными именами крупнейших торговых площадок. Незначительная разница в символах не каждому заметна. Вводя данные своей платежной карты на «левом» сайте, жертва не только теряет сумму, эквивалентную стоимости заказанного товара, но и предоставляет злоумышленникам доступ к своему банковскому счету.
Поэтому первое правило: не терять голову при обещании скидок 90%. Наоборот, это повод насторожиться и вспомнить про бесплатный сыр в мышеловке. Правило второе: следует проверять правильность написания доменного имени интернет-площадки, особенно если вы переходите на нее с поисковой страницы. Мошенники тратят огромные деньги на то, чтобы на несколько дней фейковые сайты оказывались в поисковой выдаче выше настоящих интернет-магазинов. Сделайте несколько кликов по разным адресам, чтобы выяснить, какой из них настоящий. И еще. Перед покупкой для страховки следует позвонить по телефонам, указанным на странице продавца. Если у вас не получилось дозвониться со второй-третьей попытки, скорее всего, сайт мошеннический. Злоумышленники не тратятся на работающие всего три-четыре дня кол-центры, телефоны на сайте указывают исключительно для видимости.
Самым же безопасным потребительским поведением во время распродаж специалисты считают следование старому как мир правилу: семь раз отмерь — один раз отрежь. Поскольку после совершения платежа на мошенническом сайте об этих деньгах можно уже больше никогда не вспоминать. За пару часов они успеют сменить несколько десятков счетов и, в конце концов, окажутся на банковских картах физических лиц, вернуть с которых уже ничего невозможно.
Тогда уж незадачливому покупателю пятница точно покажется черной.