Минувшие выходные обернулись для российских туристов очередными неприятностями. 270 клиентов компании Tez Tour не смогли вылететь в Грецию из-за задержек с выдачей виз. Теперь потерянное туристами время оператор планирует компенсировать предоставлением дополнительных услуг.
Получение греческой визы никогда не было проблемой, именно поэтому горячие туры в эту страну так популярны. Но в пятницу Греция чуть не попала в список проблемных стран, после того как визовый центр задержал паспорта российских туристов. По словам генерального директора Tez Tour Владимира Каганера, греки постарались решить проблемы оперативно, и уже в понедельник все туристы вылетели из аэропорта Внуково.
Не заладился отпуск и у клиентов компании «Вокруг света». 11 туристов были вынуждены повторно оплатить свое пребывание на Крите после того, как туроператор объявил о своем банкротстве.
Кажется, российский туристический рынок уже привык к подобным форс-мажорам, и даже туристов, оказавшихся в другой стране в неоплаченном отеле без обратных билетов домой, уже ничем не напугать. Теперь, собираясь в отпуск, эксперты советуют проверять не то, упакована ли запасная пара плавок в чемодан, а оплачены ли туроператором ваше пребывание в отеле и авиабилеты, и не надеяться на добропорядочность туроператоров.
«В случае банкротства туристам надо обращаться к страховщикам. Только если приобретался не целый турпакет, а какая-то отдельная услуга — например, были куплены только билеты или оплачено только проживание, — судиться придется непосредственно с оператором» — так прокомментировал ситуацию юрист Клуба защиты туристов Федор Коробков.
Предугадать, кто окажется следующим в списке разорившихся туроператоров, не могут даже эксперты. «Россия — слишком большая страна. Туроператоры разоряются, но их по-прежнему много. Меры, которые сейчас принимают, например создание компенсационного фонда, рассчитаны на помощь скорее туристам, а не операторам, чтобы наши граждане могли получить поддержку в экстренных ситуациях. Например, когда нужно оплатить пребывание в отеле, чтобы их там не унижали, или срочно вывезти из страны», — отмечала в разговоре с «Трудом» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
В мае были приняты изменения в закон о туризме, которые предусматривали увеличение финансовых гарантий туроператоров и создание компенсационного фонда. Туроператоры должны подать документы о финансовом обеспечении до 4 июля. В понедельник на пресс-конференции глава правового управления Ростуризма Изо Арахамия отметила, что по истечении этого срока из единого федерального реестра могут исчезнуть еще несколько крупных компаний, так как документы до сих пор подали не все.
Пока туристы могут только внимательнее относиться к подготовке своего отпуска. Помимо звонков в авиакомпанию и отель нужно позаботиться о том, чтобы в экстренной ситуации не остаться без денег. Лучше всего положить необходимую для покупки обратных билетов сумму на банковский счет и проверить, какие пластиковые карты принимаются в стране отдыха. Выясните таможенные правила, узнайте адрес и телефон ближайшего от места вашего пребывания посольства или консульства РФ. Сделайте ксерокопии документов и не выходите на прогулку без страховки.
Провести отпуск в разбирательствах вместо отдыха на пляже можно не только по вине оператора, но и начальства, у которого на вас другие планы.
По словам юристов, избежать проблем в случае, если ваш отпуск уже спланирован, а работодатель угрожает увольнением, если вы не отмените поездку, помогут вовремя подготовленные документы. «Позаботьтесь о том, чтобы с декабря у вас была заверенная копия графика отпусков сотрудников или заявление об отпуске с подписью руководителя. Когда начальник попросит вас об отмене отпуска, попросите его составить письменное обращение. В этом случае вы сможете рассчитывать на компенсацию своих расходов», — советует юрист адвокатской конторы «Суровенков и партнеры» Михаил Стежков.
Подвести туриста может и слабое здоровье. «В этом случае вернуть свои деньги будет практически невозможно. Законом оговорены условия, при которых оператор должен вернуть всю уплаченную сумму или ее часть — болезни туриста в этом списке нет. Вы можете попытаться через суд добиться возвращения хотя бы процента, если такой пункт был указан в договоре, но деньги вам вернут не скоро», — говорит Стежков.