Для начала интересная цитата из телеинтервью главы Федеральной налоговой службы России Михаила Мишустина: «Достаточно комфортно и удобно нашим налогоплательщикам исполнять свои обязательства по налогам, используя в том числе электронные сервисы. Мы уже начали применять искусственный интеллект в личном кабинете физического лица». Здорово сказано!
Правда, этот самый «искусственный интеллект» в прошлом году без моего спроса «переселил» меня из одного района Москвы в другой. Над решением проблемы билась чуть ли не вся федеральная служба, включая центральный аппарат ФНС. Колоссальными усилиями сотрудников и начальников удалось-таки за полгода убедить «искусственный интеллект» в том, что ваш покорный слуга и налогоплательщик продолжает жить-поживать по прежнему адресу. Только после этого я смог заплатить налоги и спать спокойно. С тех пор не пользуюсь электронными сервисами ФНС, дабы избежать неприятностей.
С подобными проблемами столкнулись тысячи москвичей, о чем неоднократно писали СМИ. Казалось бы, за год можно исправить ситуацию, устранить сбой программы, обновить базы. Увы, этот самый «интеллект» норовит внедриться и в бумажный оборот.
Пенсионерка А. (координаты — в редакции) в положенное по закону время, до 1 декабря 2017 года, получила необходимые налоговые платежные документы (по почте письмом) и заплатила налоги. Но: через полтора месяца она опять получила письмо от ФНС с требованием оплатить те же налоги. Как же так? Используя суперсовременные сервисы ФНС, встревоженная гражданка отправила электронное послание в центральную контору. Просила разобраться и, если это ошибка, исправить ее и наказать виновных.
Мозг ФНС задумался. Выждав положенные по закону 30 дней, чиновники отфутболили обращение пенсионерки в Управление ФНС по городу Москве. А оттуда еще дальше — в районную инспекцию. Где замначальника инспекции прямым текстом порекомендовал пенсионерке не полагаться на высокотехнологичные налоговые сервисы, а спуститься с небес на землю да по старинке топать в отделение ФМС своего района. И там разбираться, уточнять, где она живет, где ей надо платить налоги и надо ли вообще. При этом он признал, что в электронную базу ФМС закралась ошибка.
Но пенсионерка не унималась, веря в инновации, о которых регулярно вещают руководители ведомства. Она воспользовалась сайтом ФМС и написала второе письмо. «Мне предложено явиться в инспекцию ФНС по месту жительства для уточнения адреса регистрации. По состоянию здоровья такой возможностью не располагаю. Данное предложение противоречит Распоряжению правительства Российской Федерации № 2326-р от 1 ноября 2016 года, которое предписывает не требовать у гражданина данные о месте жительства и регистрации, а запрашивать их в МВД. В соответствии с тем же Распоряжением сведения о сумме фактически уплаченных налогов за текущий финансовый год в бюджеты всех уровней, а также иные данные по налогам находятся в распоряжении ФНС России: Прошу выполнить обязательства, возложенные на ФНС, а также дать прямые ответы на мое обращение».
И тут машина пошла на попятную. Через некоторое время пришла бумага: налоги уплачены, спите спокойно. На решение проблемы ушло два месяца, уйма нервов налогоплательщика, не говоря уж про трудозатраты чиновников из ФМС...
А вот 90-летней гражданке М. (координаты — в редакции) повезло меньше. Много лет она регулярно платила в казну налог за свои 6 соток. Но с некоторых пор платежки перестали поступать (заметим: в такой ситуации оказались сотни тысяч, если не миллионы дачников). В силу возраста женщина с компьютером не дружит. Пришлось ей идти в районную инспекцию и выяснять, почему не приходят налоговые уведомления. В московской инспекции ей для начала предложили отправиться в Калужскую область, по месту нахождения 6 соток. Но потом все же приняли заявление и обещали переправить в калужское отделение. Ответа пенсионерка ждет уже год...
Да, за два десятилетия ФНС научилась нехитрым приемам взимания трех-четырех видов налогов. Худо-бедно работают электронные сервисы подачи деклараций, запросов, регистраций. Но все это неизменно сопровождается колоссальным числом ошибок, неточностей, за которые почему-то расплачиваемся все мы. Официальную статистику этих ошибок ФНС не дает. Но, к примеру, ошибки при начислении транспортного налога стали притчей во языцех. Год за годом налоговики объясняют «неточности» слиянием баз, переходом на новое программное обеспечение и прочими инновациями.
В декабре известная модель Алена Водонаева, как и тысячи россиян ставшая жертвой «ошибки», поведала миру свою драму: она несколько раз предоставляла в ФНС документы об угоне своего автомобиля, а ей так же исправно начисляли налог. Из чего госпожа Водонаева сделала вывод о неспособности руководства ФНС наладить систему и поставить «искусственный интеллект» на службу человека.