У Жанны Бичевской есть песня с такими словами: «Рисуют мальчики войну. / Рисуют танки и «катюши». / Висят во всю листа длину / Снаряды толстые, как груши. / Рисуют мальчики войну...» Песня старая, почти забытая, а сегодня мне почему-то вспомнилась.
В школе, где я учился, был общественный музей 4-й гвардейской танковой армии. Дважды в год, в начале сентября и на 9 Мая, в классы к нам приходили танкисты — ветераны Великой Отечественной и проводили так называемые Уроки мужества, где делились фронтовыми воспоминаниями, вспоминали друзей и себя, молодых. Считалось, что подобные занятия дают школьникам более полное знание о героической истории своей страны и дополнительно развивают у них чувство патриотизма.
Если честно, не могу сказать, что те уроки вызывали сильный интерес у всех без исключения моих одноклассников. Подозреваю, что девочкам слушать «про войну» было не так интересно, как пацанам. Конечно, очень много зависело от личности гостя. Почему-то со временем все больше среди выступавших было тех, кто норовил казенным языком раскрыть замысел верховного командования, и все меньше живых, цепляющих душу подробностей фронтовой жизни. И тем не менее кое-что для себя я оттуда усвоил. И, думаю, не я один. Главное: в той войне мы победили, потому что защищали свою Родину, свое будущее. За это наши отцы отдавали жизни.
С тех пор прошло много лет. Странные ощущения возникают, когда сегодня читаешь такие новости: «В Кирове представители казачьего общества поучили детей и жен участников специальной военной операции (СВО) на Украине махать шашкой. На видео видно, как ребята под руководством наставников наносят удары шашками по мишеням в виде пластиковых бутылок. Дети приходят от происходящего в восторг».
По словам организатора мероприятия, целью его было объединить родных мобилизованных, добровольцев и контрактников, находящихся на переднем крае. Простите, но я не очень понимаю, как махание шашкой может кого-то объединить в принципе. Тем более непонятно, при чем тут дети и как порубленные пластиковые бутылки могут повлиять на развитие чувства патриотизма. Это какая-то новая технология.
А вот еще новость, подкрепленная фото- и видео-съемкой. Руководство детсада в подмосковном Королеве решило ребятишкам «напомнить о том, какие качества выделяют настоящего защитника Отечества». Поэтому на патриотический урок для малышни некий мужик в камуфляже принес автоматы, гранатомет и военную экипировку. В комментарии с умилением сообщается, что на все это «дошкольники смотрели с интересом». Не надо лишних слов, просто вдумайтесь в это сочетание: детский сад. Дошкольники. Гранатомет. Нормально, да?
Таких примеров сегодня не счесть. И вот о чем они красноречиво говорят: все благие слова и представления о патриотизме можно утопить в казенщине и глупости тех, кто без души и без ума стремится оседлать модную нынче тему. Главное — продемонстрировать рвение, а что за ним, никто разбираться не будет. Дураков у нас не наказывают — умным достается.
Да, в советские времена школьников на уроках начальной военной подготовки учили разбирать-собирать автомат и раз в год вывозили в тир пострелять из мелкокалиберной винтовки. Вот только НВП появлялась в школьном расписании исключительно в старших классах, а занятия вел педагог, как правило, отставной профессиональный военный, подчинявшийся кроме школьной администрации еще и районному военкомату.
Сегодня о необходимости возродить в наших школах уроки НВП заговорили в самых высоких кабинетах. Наверное, в нынешних условиях это будет правильное решение: старшекласснику, которому завтра могут принести повестку из военкомата, желательно знать, с какого конца ружье заряжается. И надеяться, что эти знания никогда в жизни не пригодятся. Но старшекласснику, а не малышне, которая строем пока ходит только на горшок.
А песня Жанны Бичевской заканчивалась такими строками: «Благодарю свою страну / И тех, кто пал в последнем шаге, / За то, что мальчики войну / Узнали только на бумаге».
Сегодня я бы добавил к этим словам всего одну букву: «За то, чтоб мальчики войну узнали только на бумаге».