В России билеты на авиарейсы по итогам 2019 года подорожают на 9–10%. Об этом сообщает издание «Известия» со ссылкой на данные Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).
По словам директора АЭВТ Бориса Шоркурова, это связано с ростом стоимости керосина. Цена на авиатопливо составляет порядка трети стоимости билета и является одной из самых затратных статей перевозчиков.
Как отметил Шокуров, с начала года стоимость керосина выросла на 1,5–2%, однако за прошлый год рост превысил порог в 30%.
Одним из ключевых механизмов поддержки авиакомпаний, который должен помочь сдерживать цены на билеты в условиях роста стоимости топлива, должен стать демпфер на керосин. Он вступил в действие 1 августа 2019 года. Предложенный правительством механизм позволяет перевозчикам получить компенсации, если экспортная цена (с учетом затрат на логистику) превысит 48,3 тысячи рублей за тонну.
Шокуров полагает, что установленная правительством планка слишком высока, и по условиям демпфера авиакомпании не смогут получить компенсацию.
«Авиакомпании получают прибыль во II и III кварталах, а I и IV –– всегда убыточны. Однако по нынешнему году положительных финансовых результатов не ожидается», - добавил директор АЭВТ.
На низкую эффективность демпфирующего механизма говорил в одном из своих недавних интервью глава авиакомпании «Аэрофлот» Виталий Савельев. По его словам, параметры этого механизма рассчитаны «на стрессовый сценарий». Если бы он был введен в 2018 году, он сработал бы только в течение четырех месяцев, на которые приходились пики всплеска стоимости авиатоплива и резкий рост курса доллара.
В результате, по словам Савельева, из 48 миллиардов рублей дополнительных расходов авиакомпаний, возникших из-за увеличения цены керосина, удалось бы вернуть только 2,2 миллиарда.
В пресс-службе Министерства финансов заявили, что российские авиакомпании смогут рассчитывать на выплаты в рамках демпфера, если нефть подорожает до 65 долларов за баррель. Там также напомниил, что это лишь одна из мер поддержки авиаперевозчиков в условиях повышения цен на топливо. С 2015 года они получают компенсацию части расходов на приобретение керосина в размере 3024 рубля за тонну. В 2018 году на эти цели из бюджета выделили 21 миллиард рублей.
В 2018-м операционные убытки российских перевозчиков составили около 54 миллиардов рублей. При этом в I квартале, по данным АЭВТ, авиакомпании уже потеряли 45 миллиардов рублей. Это на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года.