В последний день лета в 73-й раз открылся Венецианский кинофестиваль — старейший в мире. А впервые он состоялся еще в 1932 году. Инициатива принадлежала самому дуче Бенито Муссолини, а воплотил ее в жизнь другой фашистский политик, граф Вольпи. Странно это или закономерно, но на первых фестивалях здесь охотно привечали и награждали советские фильмы — такие как «Путевка в жизнь», а в 1934-м целая советская программа завоевала высший приз — Кубок Муссолини.
Да и впоследствии фаворитами Венеции не раз становились российские режиссеры и актеры: Григорий Козинцев и Марлен Хуциев, Михаил Ульянов и Олег Борисов, Сергей Соловьев и Алексей Герман-младший, Андрей Звягинцев и Александр Сокуров (двое последних — обладатели высшего приза «Золотой лев»). К этому далеко не полному списку необходимо добавить Андрея Кончаловского, чьи картины участвовали здесь в конкурсе неоднократно и успешно. Еще «Первый учитель» полвека назад был отмечен Кубком Вольпи за актерскую работу Натальи Аринбасаровой, а в позапрошлом году режиссер получил «Серебряного льва» за «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».
И вот опять в конкурсе Кончаловский с новым фильмом «Рай». В нем переплетаются три судьбы: русской эмигрантки-аристократки Ольги, участницы французского Сопротивления, француза-коллаборациониста Жюля и немца Хельмута, высокопоставленного офицера СС. Часть съемок «Рая» проходила в Крыму в Никитском ботаническом саду.
Еще два фильма российских режиссеров будут представлены в программе «Венецианская классика» — «Сталкер» Андрея Тарковского и «Очи черные» Никиты Михалкова. Оба были награждены в свое время венецианским «Золотым львом»: Тарковский — за «Иваново детство», Михалков — за «Ургу». Хочется надеяться, что триумфы российского кино — не только в историческом прошлом. Кстати, теперь в Венеции введен конкурс старых реставрированных фильмов: судит его и присуждает свой приз жюри из молодых людей с острым современным взглядом на классику.
В венецианском конкурсе этого года, составленном из 20 фильмов, выступят со своими новыми картинами звезды мировой режиссуры. Среди них Франсуа Озон, Вим Вендерс, Том Форд, Амат Эскаланте, Лав Диас, Терренс Малик и Эмир Кустурица. Пабло Ларраин покажет фильм «Джеки», в котором роль Жаклин Кеннеди исполняет Натали Портман. А Дени Вильнёв — фантастическую драму «Прибытие» с Эми Адамс в образе лингвистки, находящей общий язык с гостями из космоса.
Масса любопытного ожидается во внеконкурсной программе. Это ремейк «Великолепной семерки», выполненный режиссером-афроамериканцем Антуаном Фукуа, судя по всему, в духе политкорректности и мультикультурализма: среди семерых ковбоев-головорезов одного играет кореец, а главного, чернокожего, — Дензел Вашингтон. Будет также новый фильм Мела Гибсона «По соображениям совести». Покажут и первые серии телеромана Паоло Соррентино о вымышленном папе римском родом из США и с внешностью Джуда Лоу. Среди внеконкурсных показов отметим также «Аустерлиц» Сергея Лозницы — документальное эссе о специфическом виде туризма: речь идет о посетителях бывших концлагерей, превращенных в музеи памяти.
Жюри большого конкурса возглавляет режиссер Сэм Мендес, в активе которого — «Красота по-американски» и два последних фильма про Джеймса Бонда. Открытие кинопраздника было омрачено трауром по жертвам землетрясения в Италии. На знаменитом острове Лидо, где проходит фестиваль, отменили звездную дорожку, не было и официального приема открытия. Впрочем, выбранный для первого вечера фильм менять не стали: им оказался американский мюзикл «Ла Ла Лэнд» 31-летнего американского режиссера Дэмьена Шазелла.
И это оказалось в высшей степени удачным решением.
Картина начинается с зажигательной танцевальной сцены, которую исполняют автомобилисты, застрявшие в пробке: именно тут, на дороге, знакомятся главные герои — начинающая актриса Мия (Эмма Стоун), с утра до вечера бегающая по кастингам, и мечтающий о собственном джаз-клубе музыкант Себастьян (Райан Гослинг). Все происходит в Лос-Анджелесе, городе ангелов, прекрасных грез, но также горечи и разбитых иллюзий... Это печальное кино о конформизме и цене успеха оставляет в то же время оптимистическое послевкусие. Ведь фильм выполнен в лучших традициях голливудского, но отчасти и европейского мюзикла, завораживает темпераментом и доказывает, что и в наше прагматичное время продолжает жить хрупкий условный жанр музыкальной драмы.