Все-таки правильно умные люди с философским уклоном говорят: «Лучше сделать, а потом жалеть, чем жалеть, что не сделал!» Вот и ваш обозреватель, рассуждая о степени мотивированности участников Ставангера, подготовил эффектную фразу, что, дескать, самая большая мотивация у Карлсена и Карякина, а победит кто-нибудь из тройки Аронян, Со, Крамник. Но поскольку никаких разумных доводов против предполагаемой победы Карлсена, кроме его хронических (да и то до 2016 года) неудач на родной земле, не было, фраза в печать не ушла, и в целом удачное пророчество не состоялось. Между тем партия действующего чемпиона и недавнего претендента, сыгранная в предпоследнем туре, оказалась одной из самых интересных в турнире и закончилась красивой победой Карлсена. Это позволило ему уйти с последнего места, куда в итоге отправился Сергей. Такого результата российского гроссмейстера долгое время ничто не предвещало. В первых шести турах он свел все партии вничью, как обычно ненавязчиво поддавливая белыми и стойко, причем на протяжении многих ходов, защищаясь черными. Именно эта способность вести длительную кропотливую оборону, как известно, выделяет Карякина из других элитных шахматистов и считается более ценной, чем умение отбивать стремительные атаки с помощью точного расчета 3-4-ходового варианта. Но, увы, именно тактические просчеты привели Сергея к поражениям в партиях с Карлсеном и Ароняном.
Что касается Карлсена, то, как мне кажется, исчезла одна из главных составляющих его побед — некоторая обреченность соперников в худших позициях. Ну и в очередной раз подтвердилось, что, находясь под атакой, чемпион мира нервничает и считает варианты не слишком чисто. Общая победа Левона Ароняна не стала большой неожиданностью. В последнее время он играет очень хорошо, и его многочисленные болельщики, уже вроде смирившиеся, что Левону не суждено стать чемпионом мира, вновь полны самых радужных надежд. Ароняну удалось не только победить Карлсена, Крамника и Карякина, но и сделать это в чрезвычайно эффектном стиле. Со стороны могло бы показаться, что эти поединки проходили по одному и тому же сценарию — мощная новинка в дебюте, стремительное развитие инициативы и изящное добивание. И хотя компьютер вносит серьезные поправки в наше представление о происходящем, достоинств игры Левона это нисколько не умаляет. Занявший второе место Владимир Крамник вновь играл исключительно творчески, много видел за доской, но точности расчета также порой не хватало. Это привело к двум проколам и не позволило всерьез бороться за первое место с Ароняном. Главную же конкуренцию армянскому гроссмейстеру составлял американец Хикару Накамура. Однако в последнем туре его соотечественник Фабиано Каруана, в целом игравший не слишком удачно, подложил ему большую свинью. В известном варианте Фабиано сознательно пошел на позицию с довольно серьезной отрицательной оценкой компьютера, но, чтобы эту оценку воплотить в жизнь, Накамура должен был сделать немало ходов по первой линии вышеупомянутого устройства. С этой задачей он не справился и в отместку долго не сдавался в абсолютно безнадежной позиции. Хорошо, что не подрались. Третий американец Уэсли Со запомнился тем, что все девять партий завершил вничью. Аниш Гири, долгое время занимавшийся подобными вещами, получил достойного сменщика. Впрочем, рекорд Гири — 14 ничьих из 14 возможных в турнире претендентов пока устоял.
Кстати, поскольку все ведущие американские игроки отправились в Париж, чтобы сыграть в Grand Chess Tour, сборная США поехала на командный чемпионат мира в Ханты-Мансийск без них, и... благополучно провалилась. А вот российская мужская сборная, также представленная в экспериментальном составе, выступила более чем достойно и заняла второе место. Ну а наши девушки были вне конкуренции и завоевали золотые медали. Подробности в следующий раз.