Главная Культура Афиша 00:55 30 Марта 2010 3898
«Метод Грёнхольма»: человек человеку — акула
Театр Наций освоил «Метод Грёнхольма»
Ситковский Глеб

Возможно, читатели «Труда» думают, что уж они-то знают, как надо проходить собеседование при приеме на работу. Спектакль Явора Гырдева «Метод Грёнхольма» по пьесе испанца Жорди Гальсерана в клочья разнесет их иллюзии.

Если синефилы полюбили болгарина Явора Гырдева года два назад за фильм «Дзифт», показанный на ММКФ, то театралы этому режиссеру цену знают давно. Знакомство началось с привозного болгарского спектакля «Человек-подушка», где двое следователей пытали писателя, подозреваемого в изуверских убийствах, но по ходу дела совершенно запутывали зрителя, тщетно пытающегося сообразить, кто же тут палач, а кто — жертва.

Приняв предложение Театра Наций, Гырдев продолжил свои жестокие психологические эксперименты уже в «Методе Грёнхольма». Впрочем, теперь его герои говорят не по-болгарски. На сцене — четверка наших соотечественников: Сергей Чонишвили, Игорь Гордин, Виктория Толстоганова, Максим Линников.

В «Методе Грёнхольма» в отличие от «Человека-подушки» не прольется ни единой капли крови, но не будем заблуждаться: режиссер намекает нам, что офисные крысы, вступившие в схватку за должность топ-менеджера в транснациональной корпорации, — люди не менее страшные, чем серийные убийцы. Местом действия станут безупречно стерильные офисные декорации, а о вкусе крови нам напомнят лишь оскаленные зубы гигантской акулы, парящей над актерскими головами.

Унылая сага о рекрутинге мало-помалу перерастает в нечто большое. Самоустранившись и будто бы отдав спектакль на откуп актерам, режиссер тем не менее искусно взвинчивает напряжение, вовлекая всех нас в решение невинной психологической задачки: кто из соискателей настоящий, а кто — подсадная утка из отдела кадров. Невидимая рука подкидывает клеркам все новые задания, а они готовы хоть на задних лапках ходить перед невидимым оком, взирающим на них с высоты.

Пьеса Жорди Гальсерана имеет смысл лишь в том случае, когда мы имеем дело с четверкой актеров-виртуозов, не дающих зрителю возможности отличить подлинную эмоцию от фейка, истинные слезы — от крокодиловых. Искусник Явор Гырдев добился от актеров всего, о чем мечталось, и именно благодаря ему Сергей Чонишвили создал одну из самых грандиозных работ в своей актерской карьере. Привыкнув во множестве московских постановок к игре грубой и аляповатой, здесь мы наблюдаем дьявольски тонкие оттенки человеческих взаимоотношений. Пускай психологи решают, хорош ли метод Грёнхольма, но метод Гырдева определенно пошел на пользу нашим актерам.

Реплика

Явор Гырдев, режиссер:

— Может показаться, что это пьеса про «белых воротничков». Но драма Жорди Гальсерана — не только про корпоративную культуру. Поначалу зрители думают, что имеют дело с производственной пьесой, и это хорошо, потому что в пьесе есть некая обманка и много крутых поворотов. В то же время в ней есть элементы антиутопической литературы, напоминающей нам чуть ли не об Оруэлле. Игровая зависимость никогда не была такой сильной, как сейчас. Мы видим в телевизионных реалити-шоу, что люди в них готовы переступить через любые табу, лишь бы выиграть. Нечто похожее происходит и в «Методе Грёнхольма».

кракен форум
Афиша 16:30 / 19 Апреля 2025 4127
Оживление сказки

Мастерица из Нижнего Новгорода Екатерина Боброва создает работы, которые словно сотканы из нитей памяти, эмоций и цвета

Ирина Свиридова
Труд
Екатерина Боброва. Фото Ольги Щербаковой

На Шелепихе, в двух шагах от «Москва-Сити», открылась персональная выставка мастерицы из Нижнего Новгорода Екатерины Бобровой, которая создает необычные работы в лубочном стиле. Казалось бы, в этом...

Афиша 18:01 / 22 Марта 2025 4010
ИИ атакует

В скором времени зрителя ждет переизбыток сериалов с нейросетевыми персонажами

Труд
Фото сгенерировано ИИ © IMAGO/Mario Aurich, globallookpress.com

На какие только выдумки не идут авторы детективных сериалов, чтобы те отличались от многочисленных других таких же! Один из наиболее частых приемов — придумать оригинального напарника для главного героя....

В Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х

Дина Егорова
Труд
А.Г. Смирнов «Возрождение», 1966 год. Фото автора

В Москве, в Центре Вознесенского открылась выставка об альтернативной культуре 1960-х под названием «Темная оттепель». Хрупкие призрачные фигуры в тумане. Огромные домотканые панно «Миф», «Саламандра»,...

Стартует показ первых серий детективного сериала о великом сыщике

Труд
Фото из открытых источников

На следующей неделе в онлайн-кинотеатре "Амедиатека" состоится мировая премьера двух первых серий нового детективного сериала "Шерлок и дочь", основанного на произведениях Артура Конан Дойла. По сюжету, доктор Ватсон и миссис...

Пьесы А.Н. Островского прекрасно проходят проверку временем

Анна Чепурнова
Труд
Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

В Вахтанговском театре — череда спектаклей о любви от классиков. Недавно была премьера чеховского «Ионыча», а теперь режиссер Сергей Тонышев поставил пьесу «Светит, да не греет»....

На экраны вышел фильм режиссера Сергея Коротаева по повести писателя-фронтовика Бориса Васильева

Марина Суранова
Труд
Кадр из к/ф «В списках не значился». Фото: kinopoisk.ru

В преддверии Дня Победы на экраны вышел фильм режиссера Сергея Коротаева «В списках не значился», которым совсем недавно открывался Московский кинофестиваль. Главную роль в картине сыграл артист Театра Олега...

В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина рассказали, как спасали коллекцию в 1941-м

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Даниил Анненков, Центр Зотов

В преддверии 80-летия Победы многие музеи России открыли выставки, посвященные «великим тем годам». Третьяковка, Музей Востока, Музей архитектуры, как и десятки других по всей стране, повествуют о войне по-своему...