Рубль поддержит временная невозможность выезжать за пределы России, прогнозируют специалисты Bloomberg. Однако переоценивать этот фактор не следует: на национальную валюту оказывают влияние и другие параметры.
Напомним, из-за распространения коронавируса Россия с 27 марта приостановила международное авиасообщение. Исключение осталось только для возвратных рейсов из-за границы и полётов по поручению кабинета министров. Уже на другой день правительство полностью закрыло границы. Не так давно поправившийся от вируса премьер Михаил Мишустин посоветовал гражданам не планировать пока зарубежные поездки. Глава кабмина обосновал свою точку зрения эпидемиологическими соображениями. Руководство страны, однако, не собирается искусственно сдерживать выездной поток, заявила вчера глава Ростуризма Зарина Догузова. Но зарубежные страны ещё не отправляли в Москву официальных уведомлений о готовности принимать россиян, подчеркнула она. В последнее время в обществе активно говорят о введении выездных виз, люди не рады возвращению одного из худших проявлений Советского Союза. Вопрос о доверии российским чиновникам, увы, риторический. Тем не менее, глава Министерства иностранных дел Сергей Лавров и официальный представитель МИД Мария Захарова категорически отрицают столь мрачную перспективу.
Согласно подсчётам опрошенных Bloomberg экспертов, россияне тратят на отдых за границей примерно на 20 млрд долларов в год больше, чем доход, который Россия получает от иностранных туристов на своей территории. Но в текущем году расходы уехавших из страны россиян снизятся минимум на 50%, полагает экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. Это поддержит рубль на 4 процентных пункта к доллару (если в свои права не вступят негативные явления).
По мнению главного экономиста ING по России и СНГ Дмитрия Долгина, положение туризма «частично компенсирует влияние снижения цен на нефть и сокращения экспорта» на рубль, а покупка валюты Центробанком станет дополнительным фактором, передаёт его слова РБК.
Отметим, из-за провала нефтяной сделки ОПЕК+ в начале марта рубль спикировал с 62-63 за доллар до 77-80. Евро в моменте стоил около 88 рублей. В течение апреля курс стабилизировался, хотя и остаётся на тревожных с точки зрения потребителя позициях: 70 рублей за доллар и 78-79 за евро. Реанимации помешал коронавирус, пандемия продолжает оказывать мощнейшее давление. Частично ситуацию спасла новая сделка участников ОПЕК и их коллег. Таким образом, в мае рубль набрал 5,3% к доллару, падение «деревянного» сократилось до 12% с начала года.
«На конец года курс может составить 85 рублей за доллар. Я жду, что нефть на текущих уровнях не удержится. И я полагаю, что даже при текущей нефти рубль дороговат», - сказал ИА Regnum экономист Евгений Надоршин. После начала восстановления экономической активности рубль подешевеет, говорит аналитик. Против рубля сыграют рост импорта, постепенное повышение спроса на зарубежные поездки.
Сценария с 85 рублями за «зелёный» ждать не стоит, парирует руководитель центра экономических исследований Института нового общества Василий Колташов. В пользу рубля выступают действия американской ФРС и вероятность роста нефтяных цен. Ослабление доллара приведёт к спекулятивному повышению сырьевых котировок и цен на продовольствие, что смягчит положение отечественной экономики, считает Колташов. К концу года мы можем увидеть 64-65 рублей за доллар, но многое зависит от адекватности действий правительства РФ. Условный базовый сценарий: 68-75 рублей за доллар, сказал эксперт.
«Фактор, о котором пишет Bloomberg, имеет значение: люди не ездят, снижается спрос на наличную валюту. При прочих равных это аргумент в сторону укрепления рубля. С другой стороны, в апреле граждане изымали валютные вклады, позднее их начнут пополнять», - сказал TRUD.RU ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. Эксперт воздерживается от однозначных прогнозов: всё будет зависеть от оценки инфляционных и курсовых ожиданий, доходов, цен на сырьё. «Рубль остаётся в своём обоснованном коридоре: 70-73 за доллар. Относительно положительная динамика нефти. Но есть и момент с нейтральным притоком и оттоком средств нерезидентов в российские активы. Немного снизится доходность от госдолга, а она завязана и на понижение ставки Центробанка. «Аппетит инвесторов к риску уменьшится. Хотя приток «горячих» денег на российский финансовый рынок работает на укрепление», - сказал Масленников. Определённость по нефтяной картине проявится позднее, подчеркнул экономист.
Некоторые экономисты и публицисты, едва скрывая злорадство, уверяют: девальвация рубля предрешена после голосования по поправкам в Конституцию. Соблазн к этому есть у чиновников и экспортёров, но и в таком случае рано рассуждать о неизбежности столь разорительного для кошельков обывателя поступке, говорил нашему порталу директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Дело в том, что слабый рубль интересен фискальным властям в их стремлении сверстать бюджет и рапортовать об этом «наверх». Экспортёры же получают деньги в валюте, а на Родине по необходимости переводят её в рубли: чем хуже «деревянный», тем количественно его больше.
«Не вижу смысла в девальвации. Да, вы решаете бюджетные проблемы, но сильно разгоняете цены. И мигом забываете про денежно-кредитные стимулы для экономики: сразу теряется поле для снижения ставки, - сказал Никита Масленников. – Вы готовы вытащить экономику только с помощью бюджетных стимулов? Более 50% госпредприятий требуют поддержки, дотягиваются до неё четверть». Мировая торговля обрушилась на 32%: но увидим, восстановится ли прежний спрос на углеводороды, говорит эксперт. И так ли уж много выиграют экспортёры от девальвации? Чтобы в наших реалиях получить большую премию за экспорт, рубль придётся утаптывать ещё на 10-15%. «Ради чего? Народ запомнит и скажет «спасибо» на парламентских выборах в 2021-м. А также подскочит импорт: что автоматически усложнит модернизацию технологий и закупку оборудования для самих же экспортёров», - считает экономист. Ощущение, что цель по курсу держится в диапазоне 70-75 за доллар на ближайшее время, резюмировал Масленников.