
«Вопреки обстоятельствам» — под таким негласным девизом прошел на Балканах гастрольный тур петербургского Театра юных зрителей имени Брянцева. В сербской столице Белграде, а также в городах Черногории Герцег-Нови, Тиват, Бар и Котор труппа представила свой легендарный спектакль «Бешеные деньги» по пьесе Александра Островского.
Выбор неслучайный. В обеих странах русскую классику знают и любят. А к Островскому отношение особое: и в Сербии, и в Черногории его пьесы воспринимают так, будто они написаны сегодня. В особой степени это относится к «Бешеным деньгам» с сюжетом о шальной жизни и шальных миллионах, о начинающем бизнесмене и роковых страстях. Ситуация, знакомая и близкая нынешнему поколению как россиян, так и европейцев.
Об этом спектакле театра с берегов Невы балканская публика наслышана — он ведь участник не одного международного фестиваля. Немалые усилия к тому, чтобы гастроли состоялись, приложил и Евгений Баранов, директор Российского центра науки и культуры в Белграде («Русский дом»). Драматизм ситуации в том, что планировалась поездка загодя, когда геополитическая ситуация в Старом Свете была относительно спокойной, но с приближением весны все начало стремительно меняться. И тут обе стороны проявили твердость. «Едем!» — решили тюзовцы. «Ждем!» — ответили сербы и черногорцы.
В Белградском драматическом театре «Бешеные деньги» собрали аншлаг. И это несмотря на то, что рассчитана постановка на три часа с одним лишь антрактом — очень долго по меркам местной публики, привыкшей к сценическим «короткометражкам». Успех был абсолютный! Как рассказала «Труду» исполнительница одной из главных женских ролей актриса Анна Дюкова, по окончании представления зрители долго аплодировали, засыпав сцену букетами цветов. Многие потом встречали артистов у служебного входа, признавались в любви не только к русской классике, но и к русскому народу, к России. «Понимали мы друг друга хорошо даже без перевода», — призналась Анна.
В городке Герцег-Нови гастроли прошли в рамках популярного фестиваля «Мимоза». И так же, как в Белграде, — с аншлагом.
— Мы долго готовились к этой поездке. И нас на Балканах очень ждали, принимали как родных, — делится впечатлением Светлана Лавренцова, директор петербургского коллектива. — Помимо собственно спектаклей было много официальных встреч и просто общения со зрителями. Люди там открытые, гостеприимные. Наш театр договорился с местными коллегами о продолжении сотрудничества. В мае надеемся увидеть их в Петербурге на традиционном фестивале «Радуга». Белградский драмтеатр пожалует со спектаклем «Ваал» по Брехту с суперпопулярным нынче сербско-российско-американским актером Милошем Биковичем в главной роли.
Балканами международные связи ТЮЗа не ограничиваются. Еще зимой взялся ставить с нашей труппой «Лжеца» Гольдони известный итальянский режиссер и театральный педагог Ферруччо Меризи. Вместе с ним приехали в Северную столицу композитор Паоло Йус, мастера Лючия Дзагет и Джулия Колусси, создавшие специально для артистов спектакля маски. Ведь «Лжец» — комедия дель арте, в которой есть все знаменитые персонажи этого жанра: Панталоне, Баланцони, Арлекин, Коломбина, Беатриче...
Изменившаяся в последние месяцы международная обстановка не убила у Меризи желания работать в нашей стране. Спектакль он поставил, премьера приурочена к первомайским праздникам. А режиссер уже обсуждает с руководством ТЮЗа планы на будущее.
Так что музы, вопреки известной поговорке, не молчат, когда говорят пушки. Они продолжают сближать культуры, укреплять взаимопонимание между людьми разных стран и народов. Согласитесь, важное дело для того, чтобы на Землю вернулся мир.