Пока волна коронавируса катилась по Китаю, европейцы издалека поучали азиатов, как надо противостоять пандемии. Попутно ругали коммунистический Китай за «недостаточную гласность» и нарушение прав больных, которых против воли запирали в больницах и дома. Но как только зараза добралась до солнечной Италии, тут же выяснилось, что на Апеннинах к борьбе с вирусом не готовы.
За несколько дней в больницах Ломбардии коронавирус унес 14 жизней, число зараженных перевалило за четыре сотни. После чего местные власти опубликовали список населенных пунктов, закрытых на карантин. Вокруг этих городков образованы «красные зоны», куда запрещен въезд автомобиллей, закрыты остановки автобусов и электричек.
Что именно успели сделать на севере Италии? Закрыты знаменитый миланский театр Ла Скала и стадион Сан-Сиро, перенесен венецианский карнавал. Министерство культуры прикрыло акцию «Бесплатный музей по воскресеньям». По решению правительства приостанавлены программы школьных экскурсий. Съемки в Италии седьмого фильма «Миссия невыполнима», как и концерты российского пианиста Дениса Мацуева в Болонье, перенесены на неопределенный срок. Паника среди обывателей оборачивается очередями в торговых центрах, где с полок буквально сметают крупы, макароны, консервы и другие продукты. Старики говорят, что ничего подобного не было со времен войны.
Олимпийское спокойствие пока сохраняет только ВОЗ, заявляющая, что «вспышка нового вирусного заболевания имеет потенциал пандемии, но пока представляет собой эпидемию». Всемирная организация здравоохранения успела даже авансом похвалить Италию: «Меры правительства, скорее всего, должны помочь сдержать этот вирус». Увы, вирус оказался куда проворнее чиновников и прорвался сначала в Тоскану, затем в Сицилию. Как его ловить в условиях открытой по шенгену границы, никто не представляет. В качестве утешения медики говорят, что вирус не смертелен для подавляющей части населения и тем более для молодых людей. Но что делать старикам, сердечникам и грудным детям?
Попытки сопредельных стран закрыть железнодорожное сообщение с Италией напоролись на возражения хранителей европейского единства. Маски в демократической стране на всех не наденешь, панику поднимать запрещено. Упор делается на сознательность заболевших граждан и призывы Минздравов к предохранению. Туризм в Италии просел, но горные курорты по-прежнему открыты. Рисковые любители подешевевших туров, среди которых, как всегда, много россиян, тянутся во все альпийские страны.
Минздрав Франции призвал приехавших из Китая, Сингапура, Южной Кореи, Ломбардии и Венеции носить маски в течение 14 дней после возвращения. А министр образования попросил семьи, побывавшие в этих странах, две недели не отправлять детей в школу. И все на добровольной основе — ведь есть права человека! Но что скажут о своих правах граждане, зараженные от контакта с приехавшими? Лидер правых Марин Ле Пен призвала закрыть границу с Италией. Но официальные власти пока верят, что все как-то рассосется, и чураются жестких мер.
«Теперь, когда коронавирус вырвался из своей китайской «колыбели», закрытие границ уже не поможет, — пишет Le Figaro. — Тем более что представляется невозможным разорвать торговые связи». При таком варианте самоизоляции, считают эксперты, потери для экономики были бы несопоставимыми с ущербом от эпидемии.
Как определил французский Atlantico, когда Китай чихает, всей мировой экономике нездоровится. На фоне замедления темпов роста китайской экономики, которая составляет почти 20% от мировой, начали круто пикировать котировки ценных бумаг ведущих мировых корпораций. Уже понятно, что коронавирус обойдется всем странам в круглую сумму. Но сколько жизней унесет COVID-19 , сейчас не скажет никто.