Оборот российского «теневого» онлайн-рынка алкоголя в 2021 году достиг 2,75 миллиарда рублей. Он вырос на 266 миллионов руб.
Как сообщает «Интерфакс», такие данные получили эксперты компании по обеспечению кибербезопасности Group-IB.
Аналитики подсчитали, что с января по ноябрь уходящего года количество запросов «купить алкоголь с доставкой» в поисковой системе «Яндекс» по сравнению с аналогичным показателем за прошлый год увеличилось почти вдвое - до более чем 108 тысяч запросов.
Кроме того, эксперты Group-IB обнаружили около 300 различный групп и аккаунтов в социальных сетях, предлагающих алкоголь с доставкой на дом. Главным «алкомаркетом» стал мессенджер Telegram: там работают около 130 профильных каналов (в 2020 году их было всего 50) с суммарным числом подписчиков в 750 тысяч человек (в прошлом году - 160 тысяч). Большая часть продавцов использует схему продажи алкоголя в комплекте с фруктами или конфетами.
Также эксперты выявили в интернете около трех тысяч онлайн-площадок по реализации алкоголя, в том числе контрабандного. Однако под каждый такой «алкомаркет» создаются «зеркала» основных сайто - в среднем по 15 доменов для каждого. В ходе исследования в 2021 году экспертам удалось обнаружить самую крупную сеть, которая насчитывала около 122 связанных доменных имен.
При этом с 2017 года из-за масштабных блокировок со стороны компаний, обеспечивающих защиту брендов в интернете, и Роскомнадзора количество подпольных сайтов-алкомаркетов снизилось в два раза - с четырех до двух тысяч.
Причиной роста теневого рынка спиртного стало повышение цен на алкоголь на 2,46%, а также популярность дистанционных онлайн-покупок в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.