Вот и говорите после этого, что грабеж в особо крупных размерах переместился в область цифровых технологий. «Форточники» стырили в Дрездене миллиард на глазах испуганной немецкой охраны.
«Ограбление века», как его поспешно окрестили мировые СМИ, разрушило одну из самых ценных и красивых коллекций драгоценностей в мире. Речь идет о проникновении неизвестных в знаменитую сокровищницу саксонских курфюрстов Grünes Gewölbe – «Зеленый свод», из которой они похитили за несколько минут украшений и бриллиантов на сумму около одного миллиарда евро.
Одних только «каратов», не считая неимоверной художественной ценности, в их добыче насчитали на сумму не менее 200 млн евро. В предварительном списке похищенного – один из центральных экспонатов «Зеленого свода» – бриллиантовый бант королевы Амалии Августы размером 20 см, который украшают 51 крупный бриллиант и 611 мелких. Украден эполет с бриллиантами в 49,84 карата, 39,5 и 21 карат.
Всего же воры утащили около сотни предметов из трех бриллиантовых гарнитуров середины XVIII века, два из которых принадлежали саксонскому курфюрсту Августу Сильному. Так что помимо материальных утрат речь идет о невосполнимом уроне для саксонской истории и государственности династии Веттинов. А также звонкой пощечине немецкой полиции и всему музейному делу.
Самое страшное, рассуждают теперь растерянные хранители музея, если для воров это всего лишь сырье, «хабар», «камушки» для быстрой реализации у нечистоплотных подпольных скупщиков. Тогда колье и эполет грубо распотрошат, и произведения искусства будут потеряны навсегда.
Но если в конце всей хитроумной операции уже был заказчик, то реликвии еще поживут. Но уже в тиши чьего-то частного сейфа или потайной комнаты с наворованным шедеврами, вдали от восторженных глаз широкой публики. В марте 2017 года из Музея Боде в Берлине украли 100-килограммовую монету из чистого золота, которую так и не нашли, хотя воры – в тюрьме.
Дерзкое преступление было очень тщательно продумано, заключила немецкая газета Bild. Хотя, по описанию, речь идет просто о подготовленной краже со взломом, без головокружительной техники, трюков и погони. Кражу совершили рано утром в понедельник, 26 ноября, сообщения от охраны в полицию поступили около 6 утра. Как выясняется, трансформаторная будка под ремонтируемым мостом Августа усилиями двух сообщников загорелась около 5 утра, что отрубило электропитание всего квартала музеев Дрездена.
Двое других воров после этого распилили прутья оконной решетки 1890 года на первом этаже, отогнули ее, разбили стекло, влезли в небольшую дыру, за минуты выпотрошили витрины с мелкими драгоценностями и скрылись на автомобиле. О квалификации исполнителей свидетельствует использование взятого на месте порошкового огнетушителя для заметания следов. Тем не менее камера наблюдения зафиксировала «заметно маленьких» людей, вошедших в помещение через оконный проем. То есть миллиард вынесли карлики, как в фильме «Асса», или подростки?
Министр науки и искусств Саксонии доктор Эва-Мария Станге подвела грустные итоги: «Мы пока не знаем точного масштаба ограбления. Но уже сейчас ясно, что Саксония понесла огромный ущерб».
Есть мнение, что еще повезло, что выволокли не всю коллекцию. Порядка трех тысяч экспонатов остались в «Зеленых сводах», которые, собственно, были восстановлены как музей только в 2006 году. Пока исторические своды отстраивались, сокровища временно выставляли в Альбертинуме, а до 1958 года они гостили в СССР как трофейные. Потом их вернули братской ГДР, успев выставить в послевоенной Москве напоследок. Теперь часть сокровищ рискует исчезнуть навсегда. Но самое ценное сохранилось, потому что просто повезло.
Знаменитый Дрезденский зеленый бриллиант в 41 карат – лицо всей коллекции, один из самых крупных бриллиантов в мире – в момент кражи находился на временной экспозиции в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Уцелели и Белый саксонский бриллиант весом 48 карат, и уникальный сапфир на 648 карат, подаренный Петром I. Не разглядели похитители и экспонат «Вишневая косточка», на которой вырезано 185 портретов 1589 года изготовления. Видно, подпольный рынок деревянных миниатюр очень узок для музейных воров.
Газета «Русская Германия» справедливо задается вопросом: а что делала охрана, которая засекла на камере в 6 утра мелких воров, залезавших в окно главной алмазной кладовой Саксонии? Судя по докладам полиции, невооруженные сотрудники вневедомственной стражи звонили по мобильному в полицию, хотя под рукой была кнопка тревоги! И почему они не попытались их остановить или задержать? Как можно так беспечно
охранять коллекцию мирового значения и громадной коммерческой привлекательности для криминала? Да и уничтожение трансформатора можно было просчитать, предусмотрев запасной генератор электроэнергии...
P.S. Конечно, загнать по дешевке на рынке алмазные подвески королевы не так и просто, но воры знали, за чем лезли. Впрочем, украденные 20 мая 2010 года также просто через окно из парижского Музея современного искусства пять шедевров кисти Пикассо, Матисса, Модильяни, Брака и Леже общей стоимостью минимум 100 млн евро не найдены до сих пор. А спрятать их или продать куда труднее, чем горсть брильянтов, вынутых из оправы.