Эта программа рождалась в муках - достаточно вспомнить, как весной президент устраивал правительству разнос за дефицит амбиций. Тем не менее ребенок появился на свет недоношенным. Министры во главе с премьером так и не придумали, как за десять лет удвоить российский ВВП. Или не захотели придумывать.
Что не вызывает споров, так это приоритеты социально-экономической политики. Среди важнейших в программе названы реформа монополий, снижение налогов, поддержка малого бизнеса, повышение конкурентоспособности отечественных товаров и, как итог, преодоление бедности за счет повышения доходов и уровня жизни. Но вот цифры, в которых отражены ближайшие социальные цели, мягко говоря, не впечатляют. Скажем, ежегодный рост доходов населения в среднем ожидается не выше 7 - 9 процентов. Реальная заработная плата за три года увеличится на 30 - 34 процента - повыше, но тоже не очень густо. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится незначительно - с 25 до 20 процентов. Миллионам граждан по-прежнему придется жить натуральным хозяйством.
Да и как быстрее расти доходам, если экономика развивается медленно? Согласно программе, к 2006 году российский ВВП вырастет на 15 - 18 процентов, причем особо отмечено, что темпы будут зависеть от внешнеэкономических условий. Напомню, что в первоначальном варианте программы цифры были еще скромнее - 14 - 16 процентов. Вот эти 1 - 2 процента прибавки к ВВП отражают, видимо, уровень амбициозности планов кабинета министров.
Скромные виды на среднесрочную перспективу несколько странно выглядят на фоне сегодняшних успехов. За лето правительство дважды пересмотрело в сторону увеличения прогноз на текущий год. Теперь, по официальной версии, экономика должна вырасти на 5,9 процента, а западные эксперты даже считают, что будет взят 6-процентный рубеж. Но вот дальше оптимизм в правительственных прогнозах испаряется - 3,8 - 5,2 прибавки ВВП на 2004 год.
Спросите: почему? Экономика имеет сырьевую направленность: доходы от экспорта, а значит, и наполнение казны зависят от стоимости "черного золота". А на мировом рынке, свидетельствует опыт, после бурного роста бывает спад. Похоже, правительство не верит, что высокие цены на нефть долго продержатся. Не случайно в проекте бюджета на предстоящий год впервые появился стабилизационный фонд, куда должна направляться часть доходов от экспорта. В казне накапливается, так сказать, запас "на черный день".
Ну а мы имеем лишний повод убедиться, что на распродаже природных богатств экономическое процветание не выстроишь. Да, положительный торговый баланс позволяет Центробанку накапливать золотой запас, а правительству - возвращать долги западным кредиторам, но высоких темпов развития всей экономики, промышленного и сельскохозяйственного производства сырьевые отрасли обеспечить не в состоянии. Хотя бы уже потому, что сырьевой рынок поделен, есть соглашения с ОПЕК и их надо соблюдать. К тому же экономика крупнейших индустриальных держав переживает не лучшие времена, что ограничивает возможности экспортеров нефти.
Толчок развитию экономики мог бы дать собственный рынок, но здесь спрос ограничен из-за низких доходов граждан и дефицита средств у предприятий. И, судя по планам, в этом смысле мало что меняется. В программе сохранена модель инерционного роста, зависящего от внешней конъюнктуры. Причем экспортные приоритеты остаются прежними, а это означает, что правительство не питает надежд на быстрое возрождение даже способных производить конкурентную продукцию отраслей. Сегодня в структуре экспорта сырье и материалы занимают 91,3 процента, а через два года, как следует из программы, будет 90,3 процента. Одновременно ожидается рост потока импорта на российский рынок - в этом году в страну завезут из-за кордона товаров на 71 млрд. долларов, а в 2005 - уже на 81,8 - 86,5 миллиарда.
В итоге прирост реальных доходов окажется истраченным на импорт, то есть наши граждане своим рублем будут стимулировать зарубежных конкурентов. В итоге же амбиции родного правительства, глядишь, окончательно растают.