Главная Культура Афиша 00:04 28 Января 2022 11611
Три комнаты для Мастера

У поклонников Булгакова теперь есть возможность лично убедиться, горят ли рукописи

Виктория Рогозинская
Так выглядел дом почти столетие назад. Четыре окна справа на первом этаже – булгаковские. Фото предоставлены Музеем М. А. Булгакова

Скромная «трешка» в первом этаже дома 35А по Большой Пироговской — первое собственное жилище Михаила Булгакова в Москве. Доходы от постановок «Дней Турбиных» и «Зойкиной квартиры» позволили писателю, шесть лет скитавшемуся по съемным углам и коммуналкам, обрести дом. Михаил Афанасьевич въехал в эту квартиру в августе 1927 года со своей второй женой Любовью Белозерской, а покидал ее в феврале 1934-го уже с Еленой Сергеевной Булгаковой.

Прежнее жилье в Нащокинском переулке — в кооперативе писателя, перестроенном из Нарышкинских палат с большими нарушениями, — хоть и было просторней, не радовало комфортом: полы качались, трубы текли, стены как папиросная бумага. В 1976 году то здание вовсе снесли. Так что квартира на Большой Пироговской вместе с более известным домом на Большой Садовой — единственные сохранившиеся до наших дней московские обиталища Мастера.

«Нехорошей квартире» на Садовой повезло — доходный дом по заказу известно предпринимателя и мецената Ильи Давыдовича Пигита был выстроен на совесть, а сама она вплоть до музеефикации оставалась коммунальной. Там ничего не перестраивали, даже комнатные двери сохранились «булгаковские».

Не то — с особнячком на Пироговской, некогда принадлежавшим купцам Решетниковым. В начале 60-х его реконструировали, достроив до шести этажей, так что в квартире, которую занимал Булгаков, неизменным остался только кабинет, а гостиная и спальня трансформировались. До 2016 года здесь располагалась инженерная служба района Хамовники, затем помещение передали музею, но постоянную экспозицию развернули только месяц назад.

«Задача была непростая, — признается Мария Котова, одна из создательниц экспозиции. — Сохранилась единственная фотография (1932 года), на которой запечатлен кабинет Михаила Афанасьевича — книжные полки до потолка и письменный стол торцом к окну. Скорее всего, она была сделана на память Любови Евгеньевне незадолго до их расставания. Мы не знаем где что стояло, не располагаем мемориальной мебелью. Что же тогда показывать? И мы решили сделать главными героями написанные тут тексты — «Бег» и «Иван Васильевич», «Кабала святош» и биография Мольера для серии «Жизнь замечательных людей», «Театральный роман» и, конечно же две редакции «Мастера и Маргариты», первую из которых Булгаков частично сжег».

Единственный снимок 1932 года, донесший до нас облик квартиры Булгакова на Большой Пироговской

 

Центром экспозиции стал кабинет — творческая лаборатория Михаила Афанасьевича. В полстены — та самая «ожившая» фотография с книжными полками. Часть книг удалось идентифицировать, и они заняли полагающиеся им места: стройные ряды энциклопедии Брокгауза и Ефрона, русская классика в «пахнущих старинным шоколадом» переплетах XIX века. А вот письменных столов в кабинете теперь целых пять, и у каждого — свое предназначение.

За «музыкальным» столом, вы, например, услышите джаз «Аллилуйя», который наяривал оркестр в «Грибоедове», когда туда ворвался Иван Бездомный. «Телефонный узел» поможет разобраться, кто есть кто на многочисленных фотографиях из архива писателя, «Машина времени» — узнать, как выглядели те или иные места (от Парижа XVI века до Ершалаима начала нашей эры), описанные в булгаковских романах.

За «московским столом», который напутствует вас картотекой цитат и старинной картой города, вы мысленно пройдете дорогами булгаковских героев, включая упомянутого Иванушку, гнавшегося по ночной столице за неуловимым иностранцем и его свитой. Не удивляйтесь, но вделанный в скамью булыжник — тоже экспонат: он из старой мостовой на Малой Бронной. Булгаков любил Москву, исходил ее пешком и описывал очень точно. Разумеется, кроме случаев, когда намеренно запутывал читателя (см. «Труд» 27.11.2021 — «Семь особняков Маргариты»).

Присевшие за «стол текстолога» погрузятся в тайну тайн — процесс работы Мастера над словом. В окошках «волшебного» барабана заключены метаморфозы восьми отрывков из «Мастера и Маргариты» от первой редакции к последней, которую Булгаков так и не успел выправить до конца. Знаете ли вы, что вначале Воланд отправил Степу Лиходеева во Владикавказ, а вовсе не в Ялту? Что закат на Патриарших сперва был просто майским и только потом стал «небывало жарким»? Булгаков оттачивал фразы до тех пор, пока они не обретали идеальный ритм сродни стихотворному.

И всё-таки без мемориальных вещей экспозиция не была бы убедительной. Походная чернильница в виде глобуса, простенькие перьевые ручки, метелочка для сметания песка с рукописей, толстые цветные карандаши — синий и красный, — которыми Михаил Афанасьевич правил машинописные копии своих текстов. Рядом — пачка от папирос «Наша марка» с посвящением актеру Григорию Конскому, с которым Булгаков делил гримерку во МХАТе на спектакле «Пиквикский клуб». Дата на надписи — октябрь 1934 года: писатель тогда работал над сценой, где Воланд угощает Иванушку папиросами, и, очевидно, читал фрагменты будущего романа друзьям-артистам. Вот такая «шутка для своих»... В финале Маргарита, описывая Мастеру его пристанище, говорит, что он увидит, «какой свет в комнате, когда горят свечи». Булгаков действительно любил писать при свечах, как Мольер, и здесь мирно соседствуют две пары подсвечников — из тяжелой бронзы, подаренные Любовью Евгеньевной, и из голубой керамики, от Елены Сергеевны.

Но главный экспонат — знаменитое роковое письмо Сталину с просьбой разрешить покинуть страну. Правда, пожелтевшие листки за витринным стеклом — не оригинал (тот осел в недрах архивов НКВД), но тоже заслуживают внимания. Они попали к Любови Белозерской из самзидата в конце 70-х. Кто, как и когда сумел скопировать булгаковское послание вождю — неизвестно. Из него убрали все личные подробности и превратили в манифест свободной творческой личности... Известно: Сталин, получив прошение, позвонил Булгакову сюда, в квартиру на Пироговской, сказав, что было бы неплохо им побеседовать. Встреча так и не состоялась. Впоследствии Елена Сергеевна записала в своем дневнике: «...всю жизнь М. А. задавал мне один и тот же вопрос: почему Сталин раздумал? И всегда я отвечала одно и то же: а о чем он мог бы с тобой говорить? Ведь он прекрасно понимал, после того твоего письма, что разговор будет не о квартире, не о деньгах, — разговор пойдет о свободе слова, о цензуре, о возможности художнику писать о том, что его интересует. А что он будет отвечать на это?..»

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 3991
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?