Когда я готовила этот материал, честное слово, обзавидовалась. Такое, по рассказам моей мамы, было только в Советском Союзе, когда работающим женщинам — и детский сад для ребенка, и материальная помощь по мере необходимости, и поездки всякие бесплатные, и с летним отдыхом никаких проблем. К сожалению, сегодня на многих предприятиях вожделенный соцпакет крайне скуден. Тем более приятно рассказать о тех местах, где хорошо работается не только мамам. Папам там тоже неплохо живется.
Пятый год в столице проходит конкурс «Лучшее предприятие для работающих мам». По задумке организаторов, он должен показать, сколько всего хорошего делается на городских предприятиях для детей и их родителей. В этом году награждение лучших из лучших прошло 17 декабря.
А накануне мне все рассказали об этой городской программе главный врач ГКБ № 60 Александр Лукашев (больница стала лауреатом в номинации «Кадровая политика»), Марина Румянцева, председатель профкома этой больницы, Галина Жукова, председатель профкома ОАО «ЛИТ-ФОНОН» (предприятие — победитель прошлого года) и председатель окружного совета Московской федерации профсоюзов по ВАО Наталья Кондрушина, которая вместе с другими членами экспертной группы побывала практически на всех предприятиях, подавших заявку на участие в конкурсе.
Призы получают все
Конкурс ежегодно проходит с 1 августа по 1 ноября, и за эти несколько месяцев экспертная группа выезжает на каждое предприятие, чтобы убедиться: все отчеты и представленные видео- и фотоматериалы не расходятся с действительностью.
— Заявки на участие в этом году подали больше 200 предприятий, но к конкурсу были допущены только 127, — рассказала Наталья Кондрушина. — Из этих 127 и предстояло выбрать всего 22 предприятия — поверьте, это крайне сложно сделать. В этом конкурсе нет третьих мест, а в каждой номинации два победителя. Один получает звание «победитель», второй становится лауреатом. Это так же почетно, да и подарки практически одинаковые. Например, все мамочки, которые работают на этих предприятиях, получают бесплатные поездки с детьми в Великий Устюг. Необычный состав формирует правительство Москвы, поэтому места хватает всем. Кроме того, все получают билеты на елку в мэрию и возможность побывать на праздничном концерте.
— Наверняка небольшой компании сложно соревноваться с крупным предприятием?
— Действительно, как сравнить, например, крупное производственное предприятие и небольшую школу. Поэтому со временем в конкурсе появились специальные номинации: для предприятий малого бизнеса и организаций бюджетной сферы — всего их девять.
— Я так понимаю, на всех предприятиях, которые стали победителями, есть профсоюзы?
— В этом году из 22 победителей и лауреатов только на одном нет профсоюзной организации. Это предприятие малого бизнеса, оно стало лауреатом. Жалко, что предприниматели не понимают: председатель профкома для руководителя — это бесплатный заместитель по социальным вопросам.
Вот такая кадровая политика
Помню, когда я раньше положенного времени выходила из декретного отпуска, дочери еще и полугода не исполнилось, руководство мне всячески намекало, что не стоит торопиться. «Посидели бы еще дома, пока ребеночек подрастет. Ведь болеть начнет — хлопот с вами не оберешься: вроде и работник, а толку мало», — уговаривала меня кадровичка. Но я была как кремень, тем более что бабушка в трудные моменты всегда приходила мне на помощь. В тот момент я остро почувствовала себя неудобным работником.
— Неужели у работающих мам так много льгот, что их предоставление может разорить предприятие? — спрашиваю Александра Лукашева.
— Есть льготы, предусмотренные законодательством, а есть программы, льготы и различные выплаты, которые руководство предприятия имеет возможность предложить сверх обязательного минимума, — объясняет Александр Михайлович. — У нас в штате около тысячи человек, из них 95% — женщины. Среди них много мам. Кстати, мой первый заместитель не выходит из декретного отпуска уже пять лет, у нее родился третий ребенок.
Так вот, мы — бюджетное предприятие, и у нас, к сожалению, в социальных вопросах другие возможности. Однако коллективный договор позволяет чуть расширить так называемую «обязательную программу» за счет профсоюзных взносов. Например, мы помогаем получить образование. Если речь идет о курсах повышения квалификации или приобретении новой специальности, но обучение предполагается на бюджетной основе, мы действуем строго по законодательству: работник имеет возможность учиться, при этом заработок сохраняется. Если же обучение платное, это уже другая история. Например, мне нужно выучить специалиста, чтобы он смог работать на компьютерном томографе. В этом случае мы сами оплачиваем его обучение — разумеется, с обязательством, что он потом будет работать у нас.
Кроме того, для работников больницы есть свой врач, который проводит диспансеризацию. А если необходимо дополнительное лечение, мы связываемся с другой поликлиникой и отправляем сотрудника на консультацию.
— Похоже, неслучайно ваша больница победила в номинации «Кадровая политика».
— Это еще не все, в каждом отделении мы организовали комнаты для приема пищи, диванчик там поставили — не для того, чтобы медсестры и врачи спали на дежурстве. Но ноги-то иногда вытянуть надо — набегаются ведь за смену.
— Профсоюз частично оплачивает заграничные поездки сотрудников (примерно 70%) в зависимости от того, сколько денег имеется на счету, — добавляет Марина Румянцева. — Наши сотрудники, кстати, уже всю Европу объездили. А по Москве и Московской области для всех членов профсоюза шесть поездок в год бесплатно. В театр тоже ходим бесплатно — до четырех раз в год. Детям сотрудников походы в театр организуем дважды в год. Кроме того, ежемесячно до 40 тысяч рублей из профсоюзных отчислений направляется на материальную помощь.
Даже завтраки сохранили
— На нашем предприятии всем мамам, у кого дети до 12 лет, к 1 сентября выплачивают 10 тысяч рублей, — подхватывает Галина Жукова, председатель профкома ОАО «ЛИТ-ФОНОН». Кстати, профсоюз работников радиоэлектронной промышленности города Москвы каждый год выставляет на конкурс несколько предприятий, и два-три из них обязательно побеждают.
— Для всех мам 1 сентября — выходной, но этот день оплачивается. Когда женщина уходит в декретный отпуск, от профкома дополнительно ко всем обязательным выплатам она получает 5 тысяч рублей. Плюс к этому из директорского фонда выплачивается 10 тысяч рублей. Все это и многое другое прописано в коллективном договоре. В свое время нашу инициативу поддержал директор предприятия Сергей Анатольевич Гуз, он очень прогрессивный человек.
— Можно сказать, что социально ориентированная политика сегодня стала модной?
— Понимания в этом вопросе, конечно, стало больше. И это скорее необходимость. Взять, например, наше предприятие. У нас высокотехнологичное производство, мы работаем на авиацию, космос. Наши специалисты уникальные, поэтому многое делается, чтобы сохранить столь ценные кадры. Руководство оплачивает и первое, и второе профильное образование, так что у молодежи есть стимул профессионально расти и продвигаться по карьерной лестнице.
— А папам как у вас работается?
— Знаете, мы не делим работников на мам и пап. И если в семье ребенок, льготы и выплаты, положенные матери, получает отец. Мы даже завтраки сохранили. Они у нас на предприятии проходят с 9 до 10 утра. Так вот, каша на завтрак стоит у нас всего 20 рублей.
Наша справка
Конкурс «Лучшее предприятие для работающих мам» проводится в рамках трехстороннего соглашения между правительством Москвы, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей. В конкурсе принимают участие представители практически всех отраслей хозяйства: строительства, промышленности, образования, медицины, ЖКХ, культуры.
На заметку
О льготах для работающих мам можно узнать на сайте Московской федерации профсоюзов (МФП) www.mtuf.ru.
Если у вас нет интернета, обратитесь в Управление юридической службы МФП по тел.