Самолет для россиян становится все чаще роскошью, а не средством передвижения. Вчера Росавиация сообщила, что в январе поток авиапассажиров сократился на 6,1% к аналогичному периоду прошлого года. Все больше людей не может себе позволить покупать билеты на самолет, потому что реальные доходы падают. А перевозчикам в свою очередь остается либо отменять рейсы, либо снижать цены с риском повторить судьбу «Трансаэро».
Но есть и третий путь, который озвучили авиакомпании, входящие в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Сегодня медленный рост пассажиропотока на внутренних рейсах не может компенсировать потерь, которые несут перевозчики на международных авиалиниях. Поэтому АЭВТ в письмах президенту и премьеру предложила в качестве антикризисной меры установить на период 2016-2018 годов нулевую ставку НДС на воздушные перевозки между российскими регионами.
Ситуацию «Труду» прокомментировал президент ассоциации Владимир ТАСУН. «Сегодня на внутренних линиях цены на авиабилеты не компенсируют затрат на производство авиаперевозок, — говорит Владимир Николаевич. — Тем не менее перевозчики заняли выжидательную позицию. Все понимают, что если привести тарифы в соответствие с себестоимостью, то можно потерять львиную долю пассажиров. По крайней мере до мая этого категорически никто не станет делать. Здесь осознанный расчет на период, когда с наступлением праздников и отпускного сезона тарифы можно будет попытаться поднять, чтобы компенсировать растущие убытки. Просьба обнулить НДС — это не рвачество, а крик души: компании бы вышли хоть на минимальный уровень рентабельности. Остается призрачная надежда, что правительство придет к пониманию: лучше перевозчиков поддержать, чем уничтожить тех, кто еще держится на плаву. Точнее, на лету...»
Основную прибыль пассажирским компаниям приносили международные маршруты, а они упали почти на 25% по отношению к январю прошлого года. Из-за санкционной политики компенсировать убытки от потери египетского и турецкого направлений невозможно. Будем объективны: ни Крымом, ни Кавказом не заменить ни Анталью, ни тем более теплое круглый год Красное море. Из 35 авиакомпаний, занимавшихся в прошлом году авиаперевозками, кризис оставил считаное число тех, кто может еще продолжать существовать. Убытки перевозчиков по итогам 2015 года ожидаются на уровне 20 млрд рублей.
Возникает реальная угроза сосредоточения авиарынка в руках единиц, а значит, окончательного уничтожения конкуренции.
Наши эксперты подсчитали: если вместо двух компаний на маршруте остается одна, то это сразу же приводит к повышению стоимости билета на 9% для международных рейсов и на 18% — на внутренних.
Напомним, что в минувшем году соответствующий налог уже был снижен с 18 до 10%. Как подсчитали специалисты АЭВТ, это позволило авиакомпаниям сэкономить только во втором полугодии 10,5 млрд рублей. Однако крайнее недовольство по этому поводу высказал Минфин, который категорически выступает против продления льгот...
Ассоциация не впервые поднимает эту проблему. Еще в июле она обращалась с просьбой об обнулении НДС на внутренние авиаперевозки к вице-премьеру Аркадию Дворковичу, а в конце прошлого года эту просьбу поддержал и Минтранс. Однако глава Минфина Антон Силуанов на недавнем съезде «Единой России» прямо заявил, что он против этой идеи, поскольку «нужно более точечно говорить о поддержке тех или иных компаний, а не раздавать всем сестрам по серьгам налоговые льготы». Хотя куда уж точечнее?
Не нашли пока что предложения авиаперевозчиков и в антикризисном плане правительства на 2016 год. Получается, мы ставим крест на воздушном пассажирском транспорте? Потому что ценам на билеты расти дальше некуда: в прошлом году они уже уперлись в потолок платежеспособного потребительского спроса.
Вот данные туристических агентств, отслеживавших пассажирский авиапоток из Северной столицы. В среднем полеты из Санкт-Петербурга в российские регионы подорожали на 13%, причем это прежде всего коснулось самых популярных направлений. К примеру, билет до Москвы в салоне экономкласса стал стоить 3788 рублей, до крымского Симферополя — 7271 рубль. А сильнее всего подорожали билеты на самый популярный у отдыхающих курорт Сочи — до 8414 рублей против 6421 рубля годом ранее.
Понятно стремление правительства стричь любую шерстку в бюджет. Но если она совсем не успевает отрастать?