Главная Экономика 00:09 27 Января 2017 4774
Летим недорого

Тише едешь - дальше будешь. А меньше берешь за билет - больше заработаешь

Александр Киденис

«На власть надейся, а сам не плошай» — многие российские компании по этому принципу ищут выход из экономического кризиса. И находят, причем не забираясь в карманы сограждан.

Как сообщает Росавиация, несмотря на общее падение перевозок в минувшем году на 3,8% по всей отрасли, 20 крупнейшим российским авиакомпаниям удалось нарастить пассажиропоток. Причем «Аэрофлот» (рост на 11%), который перевез 29 млн пассажиров, здесь не был лидером. По данным Росавиации, S7 нарастила перевозки на 16%, до 9,5 млн человек, а «ЮТэйр» и «Уральские авиалинии» — на 20 и 18%, до 6,6 млн и 6,4 млн человек соответственно. Компания-лоукостер «Победа» показала рост на 38,7%, «Глобус» — на 50,5%, «Нордавиа» — на 31,9%...

Учтем, что наши лайнеры не летали в Египет и Украину, а чартеры в Турцию открылись лишь в самом конце туристического сезона. Зато пассажиропоток на внутренних линиях составил «рекордные» 55 млн за счет развития туризма. В ноябре рост пассажироперевозок составил 15,1%. В декабре в годовом исчислении перевозки выросли сразу на 20,3%, занятость кресел — с 72 до 77%...

А причиной такого успеха стало сдерживание роста цен на билеты. Это вовсе не благотворительность, а разумная налоговая политика. По словам президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимира Тасуна, «на внутренних рейсах положительно сказалось снижение НДС с 18 до 10%. Сокращение этой статьи расходов позволило авиакомпаниям сохранить тарифы на уровне 2015 года».

По данным Транспортной клиринговой палаты, средняя цена выросла на 2,1%, до 6,7 тысячи рублей. Но в ноябре стоимость перевозки пассажира в РФ упала на 16,2%, до 5,6 тысячи. Правда, в декабре падение цен на билеты замедлилось до 3%. Как констатировал господин Тасун, «наступление низкого сезона вынудило перевозчиков удерживать оставшихся пассажиров за счет жесткой конкуренции в части снижения цен».

Гендиректор Biletix Александр Сизинцев дополняет, что основным фактором снижения среднего чека на авиабилеты стало введение безбагажных тарифов, которые в 2016-м предложили почти все крупные российские авиакомпании.

Но и это, видимо, еще не предел, ибо у иностранных авиакомпаний цены на перевозки в среднем за 2016 год снизились на 4,8%, причем в декабре — на 16%. Да, у них упала прибыльность, зато выросли объемы перевозок. Но самое главное: иностранные компании продолжили переманивание российских пассажиров — это легче сделать в период падения рынка и обострения конкуренции. А ведь Росавиация уже в 2017 году прогнозирует постепенный рост пассажиропотока. И на волне роста все будет по пословице: тут кто успел, тот и съел.

Любопытно, что в пассажирском транспортном бизнесе России возникла реальная конкуренция между авиа- и железнодорожными перевозками. В отчетах за 2016 год железнодорожники прямо указывают, что «наибольшее влияние на объем перевозок оказало ужесточение конкурентной борьбы на фоне агрессивной тарифной политики авиаперевозчиков». Как заявил вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов, удержаться на приемлемом уровне продажи билетов в поезда дальнего следования РЖД удается лишь «благодаря применению комплекса маркетинговых инструментов, поддерживающих ценовую доступность перевозок, включающих в себя гибкую тарифную политику, систему динамичного ценообразования, маркетинговые акции и программы лояльности».

Отметим, что эта гибкость появилась уже в 2015 году, когда доля пассажиров, которые приобрели билеты в купе и СВ по тарифам ниже базовых, составила около 68% от общего количества. Снижались цены и на малокомфортабельные места: льготные билеты в плацкартных и общих вагонах в 2015 году купили около 2 млн пассажиров.

А в 2016-м к упомянутой «гибкости» добавилась скорость «Сапсанов», которыми только за первые семь месяцев 2016 года воспользовались более 2,6 млн пассажиров — на 32% больше, чем за аналогичный период годом раньше. Хотя соревнование скоростного поезда с самолетом еще продолжается. К тому же в эту конкурентную борьбу еще по-настоящему не вступил автомобильный транспорт. По данным Минэкономразвития за последние пять лет пассажирооборот междугородних автобусов снизился почти на треть — благодаря автомобилизации населения. Но в последнее время люди стали экономить на бензине, и благодаря разумной ценовой политике автобусников ситуация меняется. В частности, в московском регионе рынок междугородних и международных автобусных перевозок начал расти на 10-15% и по числу перевезенных пассажиров, и по количеству выполненных рейсов.

К тому же автобусный парк постепенно модернизируется — появляется транспорт с Wi-Fi, розетками, кондиционерами и туалетами на борту. То есть комфорт приближается к самолетному, а цены ниже железнодорожных.

Не следует забывать, что нынешняя Россия — это потенциально богатая страна бедных людей. Более 22 млн наших сограждан живут за официальной чертой бедности, средняя зарплата работающего человека (без учета окладов и премий менеджмента) составляет после вычета налогов не более 20-25 тысяч рублей. В последнее время и этот уровень доходов снижается: по данным ВШЭ, в прошлом году доля граждан, у которых денег не хватает на покупку одежды или даже продуктов питания, составляет 41,4%. А уровень реально располагаемых доходов россиян снизился на 5-7%, в зависимости от региона.

Но почему же тогда стоимость недвижимости у нас остается на среднеевропейском уровне? Почему, например, в Московской области стоят нераспроданными 5,5 тысячи квартир, но цены снижаются лишь на элитное жилье, а на бюджетное держатся, как прикованные?

Хотя все больше других примеров. За последние три года цена на такси упали едва ли не вдвое. В итоге спрос на услугу немедленно поднялся, и водители машин с «шашечками» не остались без куска хлеба. А попутно с улиц почти исчезли «бомбилы»...

 

Суд арестовал активы Анатолия Чубайса более чем на пять миллиардов рублей

Алекс Зверев
Труд
Анатолий Борисович мимо рта ложки не проносил. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Федеральная служба судебных приставов сообщила, что суд арестовал активы Анатолия Чубайса на сумму 5,6 млрд рублей. Осталось найти, где спрятал деньги бывший главный приватизатор России, председатель «Роснано» и специальный...

Законы, ограничивающие аппетиты строительного бизнеса и близкого ему чиновничества, вредят развитию Москвы?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал Генплан тормозом развития города. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На прошлой неделе на заседании президиума Госсовета по вопросу развития «инфраструктуры для жизни» мэр Москвы уже в практической плоскости озвучил давнюю мечту: отказаться от главного закона, по которому...

Граждане покупают только одну из трех готовых квартир. Остальные стоят пустыми

Александр Киденис
Труд
Потребность в жилье у россиян остается очень высокой. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Россия рискует остаться без новостроек: госкорпорация «ДОМ.РФ» прогнозирует сокращение ввода жилья к 2027 году на 30 млн кв. метров — это 28% от ввода жилой недвижимости в рекордном 2024-м,...

В Петербурге транспортная реформа удалась. Ведь власти всерьез так считают

Ирина Смирнова
Труд
Половина жителей Питера добираются до работы и обратно домой как могут. Это - итог реформы. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В рамках реформы, которую продвигают питерские власти, с 1 апреля 2022 года общественный транспорт перешел на новую модель транспортного обслуживания, когда все «коммерческие» маршруты перевели на «социальные». К концу...

Экономика 00:06 / 25 Апреля 2025 5619
А олени лучше

Российский автомобильный рынок все больше напоминает начало 1990-х

Максим Башкеев
Труд
Рейтинг самых продаваемых «подержанок» возглавила родная вазовская «семерка». Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Помните такую песню Кола Бельды, с хитрым прищуром глаз утверждавшего, что лучшее транспортное средство у нас — олень? Если он и преувеличивал, то ненамного. Российский автомобильный рынок все больше напоминает...

Украина во главе с Зеленским так и не подписала окончательных документов по соглашению, а заодно и не желает завершать боевые действия, подчеркнул глава США 

Фото: © White House, globallookpress.com

Президент США Дональд Трамп выразил свое возмущение по поводу того, что Украина во главе с Владимиром Зеленским так и не подписала окончательную сделку по редкоземельным металлам. Также он обвинил украинского коллегу...

Прецедент с изъятием средств ранее уже произошел в Германии 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Суд Евросоюза в Люксембурге подтвердил, что запрет на ввоз наличных евро в Россию из ЕС распространяется даже на медицинские расходы. Об этом говорится в решении судебной инстанции, опубликованном в среду, 30 апреля. «Запрет на вывоз...

Оказывается, пока идешь через торговый зал магазина, товары могут подорожать в среднем процентов на 15

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Руслан Яроцкий/Ura.ru, globallookpress.com

На прошлой неделе по случаю заглянул в магазин OBI, что на 47-м километре МКАД. Взял с полок несколько товаров и, преодолев огромное пространство гипермаркета, оказался у кассы. А тут, как советуют знающие...

Закрываются дилерские центры, торговавшие китайскими автомашинами

Максим Башкеев
Труд
Проблема вовсе не в качестве автомашин китайской сборки. Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В первом квартале текущего года на 30% просели продажи «большой четверки»: Haval, Chery, Geely и Changan. Неужто наши автомобилисты решили пересесть на модели отечественного производства? Проблема вовсе не в качестве...

28 апреля впервые в истории Европы произошел блэкаут одновременно в нескольких странах ЕС, сильно завязанных на «зеленую» энергетику

Олег Шевцов, политический обозреватель «Труда»
Труд
Испанцы отличаются природным фатализмом, но даже некоторых из них охватила паника. Фото: Jan-Uwe Ronneburger/dpa, globallookpress.com

В первые майские дни без света сидели многие жители Подмосковья — погодные катаклизмы обесточили ряд районов, дачники срочно запасались свечами. Энергетики подлатали сети, свет включился, но осадок остался. А тем временем...

По его словам, этими случаями займется Госдума

Фото: Роман Наумов/Ura.ru, globallookpress.com

Депутаты Государственной думы рассмотрят жалобы клиентов банков на односторонние изменения кредитными организациями условий оказания финансовых услуг. Об этом сообщил в своем Telegram-канале председатель нижней палаты парламента Вячеслав Володин. «Обязательно...

Правительство отказалось ввести регулирование розничных цен на социально значимые товары

Алекс Зверев
Труд
Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Правительство РФ не поддержало законопроект думской фракции «Справедливая Россия — За правду» (СРЗП) о регулировании розничных цен на социально значимые товары. В советское время торговля...

В России резко подорожал картофель: за год почти втрое! И все те же вопросы: кто виноват и что делать?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
За год цена на картошку в магазинах подскочила без малого втрое. Фото: Сергей Елагин/Business Online, globallookpress.com

Как следует из отчета Росстата, цена на картофель за год поднялась в рознице не на проценты, а на порядок — в 2,8 раза. Только с января цены подскочили на 85%. Оптовая же...

В России побит рекорд по числу банкротов. Очевидно, что люди не «вывозят» кредиты

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Мы пожинаем идеологию общества потребления, когда иметь стало важнее, чем быть. Фото: Chromorange/Bilderbox, globallookpress.com

В прошлом году рекордное число наших граждан признали себя банкротами — 431,9 тысячи человек, по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве. 2025-й, вероятно, будет еще богаче на банкротства. Очевидно,...

Межправительственное соглашение о строительстве было подписано в июне 2024-го, в ходе визита Владимира Путина в КНДР

Фото: www.government.ru

Глава правительства РФ Михаил Мишустин запустил строительство автомобильного моста через реку Туманную в Приморском крае, который соединит Россию с Северной Кореей. Об этом в среду, 30 апреля сообщает Telegram-канал российского кабмина. Церемония...

С иском против бывшего главы «Роснано» в суд обратилось конкурсное руководство компании «Лира»

Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Арбитражный суд Москвы отказался привлечь бывшего главу государственной корпорации «Роснано» Анатолия Чубайса к ответственности по миллиардным долгам компании «Лира». Об этом сообщает РИА Новости. «Заявитель не...