В Лос-Анджелесе объявлены номинаты на премию «Оскар». Вот уже второй раз знаменитый российский режиссер Андрей Звягинцев попадает в пятерку претендентов на самую престижную награду в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Три года назад он был уже в шаге от победы с наделавшим много шума «Левиафаном», но уступил изысканной польской черно-белой «Иде» в постановке Павла Павликовского. В этот раз соперниками «Нелюбви» стали фильмы «Фантастическая женщина» (Чили), «Оскорбление» (Ливан), «О теле и душе» (Венгрия), «Квадрат» (Швеция). Шансы на «Оскар» у Звягинцева нынче весьма велики...
Вот как, в частности, прокомментировал ситуацию известный кинопродюсер Александр Роднянский, который в последние годы успешно работает вместе со Звягинцевым: «Нелюбовь» стала единственным иностранным фильмом, отмеченным призом Каннского кинофестиваля и номинированным на все без исключения главные мировые кинонаграды этого сезона: премию Европейской киноакадемии, «Золотой глобус», премии BAFTA и «Независимый дух» и премию Американской киноакадемии «Оскар».
«Для меня эти номинации, — продолжил Александр Ефимович, — являются ярким подтверждением того, что выдающийся талант режиссера Андрея Звягинцева позволил ему стать частью большого мирового кинематографа, а «Нелюбовь», будучи актуальным и бескомпромиссным высказыванием, преодолела все возможные географические барьеры и оказалась понятной и созвучной опыту обычного человека в любой другой стране мира».
По словам сопродюсера фильма Глеба Фетисова, «каждое мгновение работы Звягинцева в «Нелюбви» — перфекционизм, когда уровень визуального искусства поднимается то ли к новой вершине, то ли уже близок к абсолюту».
Тем не менее при всех надеждах продюсеров, пусть и весьма обоснованных, не стоит сбрасывать со счетов и чрезвычайно высокий творческий уровень фильмов — конкурентов «Нелюбви». В финальной пятерке особенно выделяются две европейские картины: «Квадрат» Рубена Эстлунда, ядовитая сатира на нравы современного западного общества, и тонкая, нежная любовная драма «О теле и душе» Илдико Энеди, действие которой разворачивается на скотобойне, — этот неожиданный контрапункт придает картине ноту особой, пряной оригинальности. Первый фильм победил на Каннском кинофестивале, обойдя на финише в том числе, увы, и «Нелюбовь», второй завоевал главную награду Берлинале — «Золотого медведя». Что ни говори, а соперники у Звягинцева неслабые...
Так что авторам и поклонникам «Нелюбви» (к последним принадлежу и я) бить в литавры пока рано. Придется дождаться 4 марта, когда в Лос-Анджелесе состоится торжественная церемония вручения премии. Тогда станет окончательно ясно, уедет ли «Оскар» на этот раз в Россию или статуэтка опять просвистит мимо. Лично мне представляется, что получить наконец-то главную кинопремию мира — это был бы вполне справедливый итог. И для Андрея Звягинцева, который упорно, не сворачивая на окольные тропки, идет в искусстве своим трудно выстраданным путем. И для российского кино, которое в последние годы находится на подъеме и все настойчивее пытается завоевывать не только отечественный, но и международный рынок.
В частности, та же «Нелюбовь» уже была успешно показана во многих европейских и азиатских странах. А в американский прокат картина в-ыйдет 18 февраля — буквально в канун финального оскаровского ристалища, для которого голливудские звезды уже шьют особо изысканные наряды. Ведь в этом году церемония будет юбилейной, уже 90-й по счету.
Нельзя, однако, сказать, что к столь знаменательной дате американские режиссеры выстрелили обоймой шедевров. В номинации «Лучший фильм» по традиции представлено 10 работ, в том числе «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина Макдонаха, «Дюнкерк» Кристофера Нолана, «Темные времена» Джо Райта, «Призрачная нить» Пола Томаса Андерсена, «Секретное досье» Стивена Спилберга, «Леди Берд» Греты Гервиг.
Не все из этих картин добрались до наших экранов. Но, по моим наблюдениям, фильмов, равновеликих «Апокалипсису сегодня», «Форресту Гампу», «Красоте по-американски», «Списку Шиндлера», в нынешнем оскаровском списке нет. Судя по тому, что аж целых 13 номинаций получила лента «Форма воды» Гильермо дель Торо — красивая по картинке, но весьма водянистая история любви бедной уборщицы и морского чудовища, этакого гибрида человека и рыбы, — можно предполагать, что это был не лучший год для американского кино. Ибо если картина, по сути, повторяющая сюжет советского кассового хита «Человек-амфибия» 1962 года выпуска, является знаменем современного американского кино, то, значит, с новыми идеями, новой эстетикой, да и с общим уровнем фильмов дела в Голливуде обстоят не самым лучшим образом.
Но не будем торопиться с преждевременными выводами и торопливыми оценками. В ходе голосования американские академики еще могут перетасовать всю колоду и разложить более причудливый, интригующий пасьянс...
Наши победы на «Оскаре»
Премию «Оскар» в категории за лучший фильм на иностранном языке советские и российские картины получали четыре раза. Обладателями награды становились картины «Война и мир» Сергея Бондарчука (1967 год), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (совместное производство Японии и СССР, 1975), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980) и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994).
Советские и российские фильмы получали также «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм» («Разгром немецких войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина, 1943) и «Лучший анимационный фильм» («Старик и море» Александра Петрова, 2000).