Главная Работа 22:48 24 Октября 2015 3283
Скорость, дальность, высота

На крыльях мечты создатель знаменитых «Илов» Генрих Новожилов долетел до 90 лет

Анатолий Журин

Мало кому удается сохранить бодрость, ясный ум и желание творить на рубеже 90-летия. У выдающегося авиаконструктора, академика и дважды Героя Соцтруда Генриха Новожилова это получилось. Создатель многих знаменитых советских пассажирских и транспортных самолетов семейства «Ил» каждое утро приходит в здание на Ленинградском проспекте, где располагается «Авиационный комплекс им С.В. Ильюшина». Он 35 лет возглавлял знаменитое КБ, а сегодня занимает скромный кабинет с табличкой «Главный советник генерального конструктора». Эти советы дорогого стоят, потому что нет более авторитетного человека среди российских авиаконструкторов. Во вторник, когда юбиляр будет принимать поздравления коллег и давать интервью перед телекамерами, здесь будет не протолкнуться.

Генрих Васильевич принял в своем кабинете корреспондента «Труда». За столом, над которым красовались макеты серебристых машин, создатель знаменитых лайнеров открыл свой секрет успеха и творческого долголетия. Оказывается, все просто: надо иметь мечту и, что бы ни случилось, не изменять ей в течение жизни. А он мечтал о небе.

— Я в школе очень хотел стать военным летчиком, как и многие мои сверстники, — вспоминает Новожилов. — Но не сложилось: не прошел комиссию по здоровью. Пришлось выбирать другой путь. В 1948 году я уже с дипломом МАИ переступил порог ОКБ, чей Ил-2 наводил ужас на гитлеровцев. Это была судьба. Хотя тогда, конечно, еще не знал, что создавать мне придется не штурмовики и истребители, а самолеты для гражданской авиации.

— Генрих Васильевич, однажды вы обронили фразу, что конструктор живет по особым законам: тело может быть где угодно, а голова всегда в рабочем кабинете.

— Мой учитель Сергей Владимирович Ильюшин говорил: «Ребята, вы ничего путного не добьетесь, если работаете только от звонка до звонка». А еще вспоминал, как знаменитому авиаконструктору Олегу Антонову однажды приснилась деталь стабилизатора. И он прямо ночью бросился к чертежному столу и начертил деталь, над которой ломали голову сотрудники КБ.

— Кстати, как складывается ваш рабочий день в столь почтенном возрасте?

— Так же, как и десять или двадцать лет назад. Поднимаюсь без двадцати восемь, завтракаю и отправляюсь на службу. Там общение с коллегами, решение насущных вопросов, непосредственное исполнение обязанностей советника — подготовка писем и рекомендаций. А еще масса общественных дел. Я действительный член Российской академии наук, президент Академии авиации и воздухоплавания, участвую в Клубе авиастроителей — есть такая организация. В общем, скучать не приходится. Если вдруг приходится уйти раньше, не покидает чувство, что чего-то не доделал.

— К вашим рекомендациям и советам прислушиваются?

— Слава богу, да. После моих замечаний и предложений конструктивное обсуждение обязательно имеет место. Вот недавно разработал рекомендации по новой машине Ил-96-400Т. И еще по самолету Ил-86, он на нижней палубе сможет перевозить до батальона.

— Это все заказы для Минобороны. А как самолеты для гражданской авиации? Есть вообще надежда, что они сегодня кому-нибудь понадобятся?

— Приходится только гадать, есть ли сейчас желание возрождать отечественный авиапром. Хотя разговоры об импортозамещении очень даже популярны. Но пока перевозчики не горят желанием заказывать российские пассажирские самолеты, за исключением «Суперджета». Ни хорошо зарекомендовавшее себя семейство Ту-204/214, ни Ил-96, ни Ил-114, ни Ил-103. Но надежда, как известно, умирает последней.

— Когда в «Аэрофлоте», несмотря на протесты экипажей, выводили из эксплуатации семь Ил-96, руководство утверждало, что лайнеры не оправдывают себя экономически.

— Их просто использовали на коротких, невыгодных и вообще несвойственных для этих машин маршрутах. А по месячному налету они не уступали никаким зарубежным лайнерам. Но вообще трагедия наших самолетов коренится в лихих 90-х, когда из-за финансовых трудностей не было даже опытной машины, на которой доводят серию до необходимых кондиций. Хотя тогдашний глава «Аэрофлота» Валерий Окулов мне говорил, что Ил-96 — поразительная машина. Она имеет первую категорию посадки ИКАО, то есть может садиться на автомате и еще так 80 метров бежать по ВПП. А сейчас ситуация такая, что дать новую жизнь этому лайнеру может только волевое решение сверху. Слишком много упущено времени.

— Бывший премьер Евгений Примаков назвал вас человеком, имеющим «не подверженное колебаниям личное отношение к прошлому и настоящему», понимающим, «что без памяти о бывшей стране не может быть будущего». Это так?

— Евгений Максимович был моим большим другом и, конечно, знал, что говорил. Несмотря на то что во многих СМИ старшее поколение еще называют «совками», к народу возвращается историческая память. Не буду вступать в спор, который наверняка проиграю, но во времена СССР считалось само собой разумеющимся, что зарплату надо зарабатывать. А такой алчности, такого психоза по поводу шальных денег не было никогда.

Я был типичным представителем номенклатуры — член ЦК КПСС, делегат съездов. И что в итоге имел? Возможность трудиться не покладая рук. По служебной линии мне доводилось общаться с десятками областных руководителей. Никогда и нигде я не видел показушной роскоши, которая просто режет глаз дворцами на Николиной Горе или в Барвихе. А кому мешали пионеры, комсомол? Из них вышел цвет страны: изобретатели, космонавты, летчики-испытатели...

— Случались в жизни события, резко изменившие вашу судьбу?

— Однажды резко изменило судьбу исходившее от Ильюшина предложение возглавить парторганизацию ОКБ. К счастью, сам же генеральный, чтобы я на партработе не потерял профессиональную форму, регулярно приглашал меня на все технические совещания. Поэтому я особенно не удивился, когда в сентябре 1958 года он назначил меня замом главного конструктора по Ил-18. Это был новый горизонт, и опыт приходилось набирать по ходу. Я на всю жизнь полюбил эту машину еще и потому, что она успешно трудится и до сих пор, на ее базе сделаны противолодочный Ил-38, самолет-разведчик Ил-20, Мясищев на его базе создал Ил-22. А еще недавние разработки — самолет Ил-38 — для индусов модификации «Морской змей», а для наших ВВС — «Новелла».

— Перед юбилеем принято подводить промежуточные итоги...

— Вы хотите спросить, что я сделал особенного? Отвечаю: Ильюшин возглавлял ОКБ 37 лет, Новожилов- 35. Для меня как преемника самым важным было сохранить высокую работоспособность коллектива. Хотя понимал, что никоим образом не должен слепо следовать стилю учителя. Всегда считал, что генеральным конструктором должен быть человек, уже создавший нечто свое, особенное. Но мы даже смену поколений проводили предельно бережно, постепенно меняли структуру управления.

— То есть традиции берегли, не рубили с плеча?

— Ни в коем случае! Сохранили даже традицию, над которой конкуренты иронизировали. ОКБ было создано 13 сентября 1933 года, но ни Ильюшин, ни я никогда 13 числа не подписывали полетный лист на новую машину. А сама эта церемония совершалась на капоте черной «Волги». Так было с Ил-18, потом с Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ил-114 и другими машинами. Такой своеобразный символ веры в удачу.

— Семья всегда была вашим надежным тылом?

— В своей личной жизни я всем обязан двум женщинам — матери Ираиде Ивановне и супруге Людмиле Ивановне. Это счастье, когда ты с радостью идешь домой. Причем никогда не слышишь упреков за как всегда позднее возвращение с работы.

Еще я очень рад, что сын пошел по моим стопам. Некоторое время он трудился на американской фирме «Пратт энд Уитни», прошел хорошую школу маркетинга, сейчас работает в ЦАГИ. Большим начальником не стал, но ни я, ни он сам перед собой такой задачи не ставили. Так что сейчас вся надежда на пятилетнюю внучку Машу. Она пока учится пению в музыкальной школе, но, может быть, с возрастом даст себя знать наследственная конструкторская жилка?

— Вы можете себя считать счастливым человеком?

— Счастье — понятие многомерное. Но для мужчины особенно важно заниматься любимым делом и работать среди единомышленников, которые тебя понимают. Мне кажется, что за без малого 70 лет службы в ОКБ я не подводил коллектив, а он всегда поддерживал меня. Ну и, конечно, семья, которая всегда разделяла мои успехи и неудачи...

— За плечами долгая и богатая событиями жизнь, которой наверняка завидуют многие. У вас, наверное, есть рецепт сохранения бодрости и долголетия?

— Лет шестьдесят назад я дикарем отдыхал в Гаграх, где познакомился со знаменитым авиаконструктором Александром Сергеевичем Яковлевым и не менее знаменитым создателем двигателей Александром Александровичем Микулиным. Каждый день они сражались на корте, как заправские мастера. Так вот Микулин, будучи уже тогда в солидном возрасте, всерьез интересовался проблемой продления жизни. Однажды после игры он поделился своей теорией. Сказал, что тело человека представляет собой электролитический конденсатор, так как по нему циркулирует электролит — кровь. Кости, органы, кожа — это все оболочка. В результате циркуляции крови скапливается электростатический заряд. Раньше люди ходили босиком, и этот заряд стекал в землю. А городскому жителю, считал Микулин, для разрядки надо «заземляться», скажем, на батарею центрального отопления. Открою вам секрет, что я это периодически делаю. И ничего — как видите, дожил до 90 лет.

— Недавно в прессе сообщили, что французы намерены создать новый «конкорд», способный преодолеть расстояние от Лондона до Нью-Йорка всего за час. Что вы об этом думаете?

— Вся история авиации — это постоянная борьба за скорость, дальность, высоту. При этом приоритет отдается скорости. Военная авиация летает на сверхзвуке, ведется работа и над достижением гиперзвука. И я абсолютно уверен, что сверхзвуковые и гиперзвуковые пассажирские лайнеры обязательно появятся.

— У них или все-таки у нас тоже?

— Сегодня я не знаю, что вам на это ответить. Хотя в ЦАГИ работают над гиперзвуком и, надеюсь, сверхзвуковые гражданские самолеты все же появятся. Очень плотно сверхзвуковыми бизнес-самолетами, правда, за рубежом, в свое время занимался авиаконструктор Михаил Петрович Симонов. Какие-то результаты даже экспонировались на выставках, но дело не продвинулось. Между тем сегодня многие бизнесмены заявляют, что обещают при появлении летательных аппаратов на сверхзвуке за ценой не постоять.

Но вообще эту тему я бы сформулировал так: спрос на скорость транспортировки пассажира, особенно на дальние расстояния, имеется. А потому конкуренция конструкторской мысли и конструкторских школ в этом направлении будет только нарастать. Вся проблема в обеспечении при этом приемлемой стоимости полета. Проекты сверхзвуковых Ту-144 и «конкорда» оказались для своего времени слишком затратны. Но я уверен, что наступят другие времена и они возродятся уже на новом витке технического прогресса.

Работа 00:23 / 08 Ноября 2024 11188
Новые обеспеченные

На фоне роста зарплат в России появился «новый средний класс», сообщают аналитики-оптимисты

Ирина Хмара
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Для внезапно выбившихся в князи уже придумали название: «новые обеспеченные». Как объясняют эксперты, сейчас у этих людей «гиперкомпенсация потребления»: они спешно отъедаются за предыдущие годы, стараясь...

Работа 00:07 / 15 Ноября 2024 9133
Буду вечно молодой!

Как выяснили социологи, к старости пытается готовиться лишь четверть россиян

Ирина Хмара, спецкор «Труда»
Труд
Ничтожно мало опрошенных россиян заявили, что всерьез рассчитывают на пенсию. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Недавний опрос ФОМа показал: лишь четверть россиян пытается готовиться к старости. Остальные, судя по ответам, стараются не думать о таких малоприятных вещах, как «возраст дожития» (так это называется на канцелярском...

Власти Петербурга решили вспомнить хорошо забытое старое

Василий Слепаков
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

Власти города на Неве, где с осени тротуары всякий раз превращаются в каток, разочаровались в частных подрядчиках и решили вспомнить хорошо забытое старое. А именно: возложить ответственность за состояние крыш,...

Работа 00:01 / 08 Ноября 2024 5848
Жмурки-2024

В последнее время всякие официальные лица взяли моды игнорировать запросы журналистов – даже официальные

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Такое ощущение, что чиновников как бы и вовсе нет. Но только не в день получки. Фото: White House, globallookpress.com

На прошлой неделе последовало продолжение скандала с депутатом Госдумы от КПРФ Денисом Парфеновым. Народный избранник отказался отвечать на вопросы журналиста по теме скабрезного видео, распространенного в Сети,...

Госдума начала работу над законопроектами, ужесточающими миграционную политику 

Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr, globallookpress.com

Представителей сфер образования и здравоохранения необходимо исключить из списка профессий, по которым иностранцам предоставляется вид на жительство (ВНЖ) в России в упрощенном порядке. Об этом в среду, 16 октября заявил...

Работа 00:11 / 08 Ноября 2024 5509
Почти медики

Минздрав разрешил отучившимся три курса студентам-медикам работать на должностях среднего медперсонала и фармацевтов

Гузель Агишева, редактор отдела «Общество»
Труд
Это «ноу-хау» ввели не от хорошей жизни. Фото: Андрей Аркуша/Russian Look, globallookpress.com

Минздрав РФ сделал свой приказ о допуске студентов-медиков к работе бессрочным (ранее он действовал до 1 марта 2025 года). Согласно этому приказу отучившиеся три курса студенты могут занять должности, куда...

Благодаря этому фрилансеры должны получить возможность официально уходить на больничный 

Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Министерство труда РФ подготовило законопроект о проведении эксперимента по добровольному социальному страхованию для самозанятых на случай временной нетрудоспособности. Запустить его предлагается с 1 января 2026 года, сообщают «Ведомости». Эксперимент...

Потребность в работниках для заполнения вакансий достигла 2,7 миллиона человек, побив рекорд

Евгений Акатов
Труд
Фото: Замир Усманов/Russian Look, globallookpress.com

Кадровая проблема в стране продолжает обостряться. Потребность в работниках для заполнения вакансий за второй квартал года возросла на 10%, достигнув рекорда в 2,7 млн человек. Об этом сообщили в исследовании...

Подрабатывать стараются две трети россиян: кому-то на жизнь не хватает, кто-то копит, кто-то хочет путешествовать

Алекс Зверев
Труд
IT-специалисты - среди лидеров профессий по подработкам. Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Вы удивитесь, но 60% россиян стараются периодически подрабатывать, о чем свидетельствуют последние соцопросы. И это почти на 20% больше, чем было еще пять лет назад. Почти трети опрошенных дополнительный заработок нужен...

Сейчас работающие россияне получают во время болезни до четырех тысяч рублей ежедневно

Фото: © Alexander Zemlianichenko Jr., globallookpress.com

Максимальный размер выплаты по временной нетрудоспособности в 2026 году составит порядка 207,6 тысяч рублей в месяц. Это эквивалентно 6800 рублям в день. Об этом в субботу, 2 ноября сообщают «Известия» со ссылкой на пресс-службу...

«Одной из главных целей противоминной деятельности является равный доступ к работе в этой сфере», - заявили в минобороны страны 

Фото: © Vyacheslav Madiyevskyy, globallookpress.com

Власти Украины намерены привлекать к разминированию территорий инвалидов, женщин и ветеранов. Об этом в субботу, 2 ноября сообщило на своем сайте министерство обороны страны. «Одной из главных целей противоминной деятельности...

Ранее такая мера действовала только в течение года 

Фото: © Alexander Legky, globallookpress.com

Для российских военных, участвующих в боевых действиях в зоне специальной операции, трудовые договоры с гражданскими работодателями будут приостанавливаться на весь период службы. Об этом в четверг, 31 октября сообщил премьер-министр РФ Михаил...

Работа 20:01 / 16 Ноября 2024 4978
Последняя колонка

Молодые врачи больше всех подвержены профессиональному выгоранию

Труд
Фото: stockking, freepik.com

Дед Мороз собирает мешки В Великом Устюге торжественно презентовали поезд Деда Мороза, который на следующей неделе отправится в предновогоднее путешествие по стране. На привокзальной площади гостей встречали персонажи...

Отечественная экономика должна стать экономикой высоких зарплат, подчеркнул глава государства 

Фото: http://kremlin.ru

Российская экономика должна стать экономикой высоких заработных плат. В этом – ключ к повышению эффективности производств, заявил во вторник, 29 октября президент РФ Владимир Путин. Выступая на съезде Федерации независимых профсоюзов...

И работающие, и неработающие пенсионеры получат пенсии с учетом индексации в январе

Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Российские пенсионеры начнут получать проиндексированную пенсию в январе 2025 года. Как передает РИА Новости, об этом рассказал глава Социального фонда РФ Сергей Чирков. «В январе уже наши граждане — и работающие, и неработающие...

Подавляющее число нарушений было зафиксировано в сфере миграционного законодательства

Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Сотрудники полиции и ГИБДД выявили в ходе рейда по проверке миграционного законодательства, который прошел в Москве и Московской области, 250 нарушителей. Об этом сообщило в своем в Telegram-канале Главное управление по вопросам миграции МВД...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?