Главная Работа 22:48 24 Октября 2015 3318
Скорость, дальность, высота

На крыльях мечты создатель знаменитых «Илов» Генрих Новожилов долетел до 90 лет

Анатолий Журин

Мало кому удается сохранить бодрость, ясный ум и желание творить на рубеже 90-летия. У выдающегося авиаконструктора, академика и дважды Героя Соцтруда Генриха Новожилова это получилось. Создатель многих знаменитых советских пассажирских и транспортных самолетов семейства «Ил» каждое утро приходит в здание на Ленинградском проспекте, где располагается «Авиационный комплекс им С.В. Ильюшина». Он 35 лет возглавлял знаменитое КБ, а сегодня занимает скромный кабинет с табличкой «Главный советник генерального конструктора». Эти советы дорогого стоят, потому что нет более авторитетного человека среди российских авиаконструкторов. Во вторник, когда юбиляр будет принимать поздравления коллег и давать интервью перед телекамерами, здесь будет не протолкнуться.

Генрих Васильевич принял в своем кабинете корреспондента «Труда». За столом, над которым красовались макеты серебристых машин, создатель знаменитых лайнеров открыл свой секрет успеха и творческого долголетия. Оказывается, все просто: надо иметь мечту и, что бы ни случилось, не изменять ей в течение жизни. А он мечтал о небе.

— Я в школе очень хотел стать военным летчиком, как и многие мои сверстники, — вспоминает Новожилов. — Но не сложилось: не прошел комиссию по здоровью. Пришлось выбирать другой путь. В 1948 году я уже с дипломом МАИ переступил порог ОКБ, чей Ил-2 наводил ужас на гитлеровцев. Это была судьба. Хотя тогда, конечно, еще не знал, что создавать мне придется не штурмовики и истребители, а самолеты для гражданской авиации.

— Генрих Васильевич, однажды вы обронили фразу, что конструктор живет по особым законам: тело может быть где угодно, а голова всегда в рабочем кабинете.

— Мой учитель Сергей Владимирович Ильюшин говорил: «Ребята, вы ничего путного не добьетесь, если работаете только от звонка до звонка». А еще вспоминал, как знаменитому авиаконструктору Олегу Антонову однажды приснилась деталь стабилизатора. И он прямо ночью бросился к чертежному столу и начертил деталь, над которой ломали голову сотрудники КБ.

— Кстати, как складывается ваш рабочий день в столь почтенном возрасте?

— Так же, как и десять или двадцать лет назад. Поднимаюсь без двадцати восемь, завтракаю и отправляюсь на службу. Там общение с коллегами, решение насущных вопросов, непосредственное исполнение обязанностей советника — подготовка писем и рекомендаций. А еще масса общественных дел. Я действительный член Российской академии наук, президент Академии авиации и воздухоплавания, участвую в Клубе авиастроителей — есть такая организация. В общем, скучать не приходится. Если вдруг приходится уйти раньше, не покидает чувство, что чего-то не доделал.

— К вашим рекомендациям и советам прислушиваются?

— Слава богу, да. После моих замечаний и предложений конструктивное обсуждение обязательно имеет место. Вот недавно разработал рекомендации по новой машине Ил-96-400Т. И еще по самолету Ил-86, он на нижней палубе сможет перевозить до батальона.

— Это все заказы для Минобороны. А как самолеты для гражданской авиации? Есть вообще надежда, что они сегодня кому-нибудь понадобятся?

— Приходится только гадать, есть ли сейчас желание возрождать отечественный авиапром. Хотя разговоры об импортозамещении очень даже популярны. Но пока перевозчики не горят желанием заказывать российские пассажирские самолеты, за исключением «Суперджета». Ни хорошо зарекомендовавшее себя семейство Ту-204/214, ни Ил-96, ни Ил-114, ни Ил-103. Но надежда, как известно, умирает последней.

— Когда в «Аэрофлоте», несмотря на протесты экипажей, выводили из эксплуатации семь Ил-96, руководство утверждало, что лайнеры не оправдывают себя экономически.

— Их просто использовали на коротких, невыгодных и вообще несвойственных для этих машин маршрутах. А по месячному налету они не уступали никаким зарубежным лайнерам. Но вообще трагедия наших самолетов коренится в лихих 90-х, когда из-за финансовых трудностей не было даже опытной машины, на которой доводят серию до необходимых кондиций. Хотя тогдашний глава «Аэрофлота» Валерий Окулов мне говорил, что Ил-96 — поразительная машина. Она имеет первую категорию посадки ИКАО, то есть может садиться на автомате и еще так 80 метров бежать по ВПП. А сейчас ситуация такая, что дать новую жизнь этому лайнеру может только волевое решение сверху. Слишком много упущено времени.

— Бывший премьер Евгений Примаков назвал вас человеком, имеющим «не подверженное колебаниям личное отношение к прошлому и настоящему», понимающим, «что без памяти о бывшей стране не может быть будущего». Это так?

— Евгений Максимович был моим большим другом и, конечно, знал, что говорил. Несмотря на то что во многих СМИ старшее поколение еще называют «совками», к народу возвращается историческая память. Не буду вступать в спор, который наверняка проиграю, но во времена СССР считалось само собой разумеющимся, что зарплату надо зарабатывать. А такой алчности, такого психоза по поводу шальных денег не было никогда.

Я был типичным представителем номенклатуры — член ЦК КПСС, делегат съездов. И что в итоге имел? Возможность трудиться не покладая рук. По служебной линии мне доводилось общаться с десятками областных руководителей. Никогда и нигде я не видел показушной роскоши, которая просто режет глаз дворцами на Николиной Горе или в Барвихе. А кому мешали пионеры, комсомол? Из них вышел цвет страны: изобретатели, космонавты, летчики-испытатели...

— Случались в жизни события, резко изменившие вашу судьбу?

— Однажды резко изменило судьбу исходившее от Ильюшина предложение возглавить парторганизацию ОКБ. К счастью, сам же генеральный, чтобы я на партработе не потерял профессиональную форму, регулярно приглашал меня на все технические совещания. Поэтому я особенно не удивился, когда в сентябре 1958 года он назначил меня замом главного конструктора по Ил-18. Это был новый горизонт, и опыт приходилось набирать по ходу. Я на всю жизнь полюбил эту машину еще и потому, что она успешно трудится и до сих пор, на ее базе сделаны противолодочный Ил-38, самолет-разведчик Ил-20, Мясищев на его базе создал Ил-22. А еще недавние разработки — самолет Ил-38 — для индусов модификации «Морской змей», а для наших ВВС — «Новелла».

— Перед юбилеем принято подводить промежуточные итоги...

— Вы хотите спросить, что я сделал особенного? Отвечаю: Ильюшин возглавлял ОКБ 37 лет, Новожилов- 35. Для меня как преемника самым важным было сохранить высокую работоспособность коллектива. Хотя понимал, что никоим образом не должен слепо следовать стилю учителя. Всегда считал, что генеральным конструктором должен быть человек, уже создавший нечто свое, особенное. Но мы даже смену поколений проводили предельно бережно, постепенно меняли структуру управления.

— То есть традиции берегли, не рубили с плеча?

— Ни в коем случае! Сохранили даже традицию, над которой конкуренты иронизировали. ОКБ было создано 13 сентября 1933 года, но ни Ильюшин, ни я никогда 13 числа не подписывали полетный лист на новую машину. А сама эта церемония совершалась на капоте черной «Волги». Так было с Ил-18, потом с Ил-76, Ил-86, Ил-96, Ил-114 и другими машинами. Такой своеобразный символ веры в удачу.

— Семья всегда была вашим надежным тылом?

— В своей личной жизни я всем обязан двум женщинам — матери Ираиде Ивановне и супруге Людмиле Ивановне. Это счастье, когда ты с радостью идешь домой. Причем никогда не слышишь упреков за как всегда позднее возвращение с работы.

Еще я очень рад, что сын пошел по моим стопам. Некоторое время он трудился на американской фирме «Пратт энд Уитни», прошел хорошую школу маркетинга, сейчас работает в ЦАГИ. Большим начальником не стал, но ни я, ни он сам перед собой такой задачи не ставили. Так что сейчас вся надежда на пятилетнюю внучку Машу. Она пока учится пению в музыкальной школе, но, может быть, с возрастом даст себя знать наследственная конструкторская жилка?

— Вы можете себя считать счастливым человеком?

— Счастье — понятие многомерное. Но для мужчины особенно важно заниматься любимым делом и работать среди единомышленников, которые тебя понимают. Мне кажется, что за без малого 70 лет службы в ОКБ я не подводил коллектив, а он всегда поддерживал меня. Ну и, конечно, семья, которая всегда разделяла мои успехи и неудачи...

— За плечами долгая и богатая событиями жизнь, которой наверняка завидуют многие. У вас, наверное, есть рецепт сохранения бодрости и долголетия?

— Лет шестьдесят назад я дикарем отдыхал в Гаграх, где познакомился со знаменитым авиаконструктором Александром Сергеевичем Яковлевым и не менее знаменитым создателем двигателей Александром Александровичем Микулиным. Каждый день они сражались на корте, как заправские мастера. Так вот Микулин, будучи уже тогда в солидном возрасте, всерьез интересовался проблемой продления жизни. Однажды после игры он поделился своей теорией. Сказал, что тело человека представляет собой электролитический конденсатор, так как по нему циркулирует электролит — кровь. Кости, органы, кожа — это все оболочка. В результате циркуляции крови скапливается электростатический заряд. Раньше люди ходили босиком, и этот заряд стекал в землю. А городскому жителю, считал Микулин, для разрядки надо «заземляться», скажем, на батарею центрального отопления. Открою вам секрет, что я это периодически делаю. И ничего — как видите, дожил до 90 лет.

— Недавно в прессе сообщили, что французы намерены создать новый «конкорд», способный преодолеть расстояние от Лондона до Нью-Йорка всего за час. Что вы об этом думаете?

— Вся история авиации — это постоянная борьба за скорость, дальность, высоту. При этом приоритет отдается скорости. Военная авиация летает на сверхзвуке, ведется работа и над достижением гиперзвука. И я абсолютно уверен, что сверхзвуковые и гиперзвуковые пассажирские лайнеры обязательно появятся.

— У них или все-таки у нас тоже?

— Сегодня я не знаю, что вам на это ответить. Хотя в ЦАГИ работают над гиперзвуком и, надеюсь, сверхзвуковые гражданские самолеты все же появятся. Очень плотно сверхзвуковыми бизнес-самолетами, правда, за рубежом, в свое время занимался авиаконструктор Михаил Петрович Симонов. Какие-то результаты даже экспонировались на выставках, но дело не продвинулось. Между тем сегодня многие бизнесмены заявляют, что обещают при появлении летательных аппаратов на сверхзвуке за ценой не постоять.

Но вообще эту тему я бы сформулировал так: спрос на скорость транспортировки пассажира, особенно на дальние расстояния, имеется. А потому конкуренция конструкторской мысли и конструкторских школ в этом направлении будет только нарастать. Вся проблема в обеспечении при этом приемлемой стоимости полета. Проекты сверхзвуковых Ту-144 и «конкорда» оказались для своего времени слишком затратны. Но я уверен, что наступят другие времена и они возродятся уже на новом витке технического прогресса.

В регионе прошел региональный этап Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей» 

Фото предоставлено пресс-службой группы «САФМАР»

Мероприятие состоялось в Назрани на площадке Центра опережающей профподготовки. На ярмарке представили широкий перечень вакансий, за счет чего подходящие варианты могли найти для себя представители разных возрастных групп. В Минтруда республики...

Почему в России при остром дефиците кадров возник избыток тунеядцев

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
У нас уважают не труд, а заработок - желательно быстрый, без особых усилий. Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Своеобразно отметило недавний Первомай Министерство труда и социальной защиты. Минтруд подготовил и согласовал с ведомствами, работодателями и профсоюзами новый план мероприятий по противодействию нелегальной занятости...

По данным Сбербанка, средний желаемый доход граждан после выхода на пенсию составляет 52,3 тысячи рублей в месяц

Евгений Акатов
Труд
Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

В среднем желаемый доход граждан после выхода на пенсию составляет 52,3 тысячи рублей в месяц, показал опрос НПФ Сбербанка. Откуда берутся эти цифры и как ожидания граждан соотносятся с действительностью? Дмитрий Абзалов,...

С начала года МВД РФ выявило 1374 факта подделки миграционных документов – на 41,6% больше, чем за аналогичный период 2024-го 

Фото: Moscow-Live.ru

Сокращение числа мигрантов вряд ли соответствует интересам России. Об этом в среду, 23 апреля заявил в ходе пресс-конференции по итогам визита в Узбекистан министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. «Если брать ситуацию глобально...

Работа 00:06 / 18 Апреля 2025 5213
Идите мести улицы

Споры о том, уместны ли в наше время субботники, не утихают

Ирина Хмара
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

Апрель — традиционное время субботников, так сложилось еще с советских времен. Столичная мэрия на этот раз призвала горожан заняться уборкой дворов и улиц 19 апреля. При этом споры о том, уместны ли в наше...

Против переселения семейств «ценных специалистов» в Россию выступил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин

Алекс Зверев
Труд
По сути, речь о том, чтобы кратно сократить приток трудовых мигрантов в Россию. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

Мигранты приезжают в Россию работать, поэтому «никаких жен, мужей, бабушек, дедушек и детей», решительно заявил глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин на Петербургском международном юридическом форуме....

Провалы в российской госполитике на рынка труда пытаются исправить утопическими и опасными нововведениями

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Россия решила победить в технологической гонке числом, увеличивая набор на рабочие специальности. Фото: Вадим Ахметов/Ura.ru, globallookpress.com

Новый доклад Института исследований и экспертизы Внешэкономбанка (ИНВЭБ) еще раз подтвердил загадочность нашей экономики. В работе «Развитие рынка труда и его связь с научно-технологическим развитием» говорится,...

Военнослужащие частных военных компаний смогут получать пенсию по инвалидности вместе с пенсией по старости или за выслугу лет 

Фото: © Svetlana Vozmilova, globallookpress.com

Участников частных военных компаний (ЧВК) в России хотят уравнять в части пенсионного обеспечения с другими участниками военной операции. Соответствующий законопроект подготовлен Министерством труда и социальной защиты РФ. Документ опубликован на...

В России опять вспомнили о тунеядцах

Марина Крючкова
Труд
В России неработающих граждан трудоспособного возраста насчитывается 15 миллионов душ. Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

«Должны ли платить в бюджет те, кто имеет пассивные доходы и возможность не работать?» Такой опрос появился в телеграм-канале РБК. И не просто так. Аккурат перед Праздником Весны и Труда...

Официальная статистика рапортует: средняя зарплата в России побила очередной рекорд. А что в реальности?

Евгений Акатов
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Официальная статистика рапортует: средняя зарплата в России побила очередной рекорд и превысила отметку в 91 тысячу рублей. По итогам года этот показатель может достичь и 100 тысяч, грозятся специалисты. А как...

По итогам первого квартала 2025 года их количество снизилось до 500 тысяч человек

Фото: Николай Титов, globallookpress.com

В России сократилось количество работающих на стройках мигрантов. Об этом сообщил РИА Новости глава Национального объединения строителей Глушков. По его словам, по итогам первого квартала 2025 года число иностранных рабочих снизилось до 500...

Нерабочими будут дни с 12 по 15 июня включительно

Фото: Артем Пряхин/Keystone Press Agency, globallookpress.com

В России дни с 12 по 15 июня будут выходными. Об этом напоминает РИА Новости со ссылкой на директора по персоналу и организационному развитию сервиса «Работа.ру» Юлию Санину. «Следующие длительные выходные с 12 по 15 июня...

Сергей Аксенов также убежден в необходимости исключить выдачу мигрантам гражданства на основании трудовых виз 

Фото: Moscow-Live.ru

Глава Крыма Сергей Аксенов предложил ужесточить миграционную политику в РФ. В частности, глава региона полагает, что гастарбайтерам следует запретить привозить в Россию семьи. Соответствующее сообщение в четверг, 15 мая появилось в его Telegram-канале. По...

Идет служебное расследование, прокуратура начала проверку

Фото: Вадим Ахметов/Ura.ru, globallookpress.com

Врачи поликлиники при межрайонной больнице в Минусинске (Красноярский край) записались друг к другу на прием, чтобы сократить рабочее время в праздничные и предпраздничные дни. Об этом сообщил в своем Telegram-канале председатель комитета по...

Этот скромный памятник стоит в Москве во дворе Центрального Дома журналистов

Дарья Степанова
Увы, ни войны, ни профессия фронтового репортера не ушли в прошлое

Отсюда в 1941-м отправлялись на фронт первые военные репортеры. А теперь тут боец в пилотке со звездочкой и в плащ-палатке - такие носили наши бойцы в годы Великой Отечественной. За спиной у солдата - стена с длинными рядами фамилий. На этой...

Легко ли заплакать на камеру, выясняла корреспондент «Труда»

Надежда Арабкина, спецкор «Труда»
Труд
Заплакать нашей героине в итоге удалось. Но с большим трудом. Фото: Barbara Castello/Godong, globallookpress.com

Помните первые сериалы, которые нас очаровали? Эти нездешние названия: «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», «Санта-Барбара»: Улицы пустели, люди летели к телевизорам и всей семьей наслаждались...