Жительница Подмосковья Кристина Серпуховитина, показывая друзьям и знакомым коляску с «новеньким» ребенком, рассказывает, что обошлось это удовольствие молодой семье в 200 000 рублей. А как же родовой сертификат, недоумевают нерожавшие подруги? «Родовой сертификат гарантирует только то, что ты сможешь рожать там, где захочешь, но не гарантирует качества. Хочешь безопасные роды — плати», — уверяет Кристина. Так ли это на самом деле?
Конечно, можно довериться врачам местной поликлиники и не переплачивать ничего сверху положенных «сертификатных» денег, выделяемых государством. Но те, кто не понаслышке знаком с появлением на свет новых людей, предупреждают: прежде чем решиться рожать, накопите денег.
«Бесплатно только кошки рожают», — перефразировала известное выражение бывшая медсестра перинатального центра Подмосковья Оксана. Девушка уволилась из клиники год назад. «Вообще, конечно, все бесплатно. Женщины приносят сертификат на 10 000 рублей в общей сложности и рожают. В платных клиниках вы можете только наблюдаться, роды там не принимают. Но в обычной государственной больнице роженица может при желании заключить контракт на платные услуги. И те, кто рожает в первый раз, обычно так и поступают», — говорит Оксана.
Подписывать платный договор рожениц обычно вынуждает тревога. Заплатив, девушки, видимо, надеются разбудить совесть медработников и успокоить собственные нервы. Вдобавок они получают отдельную палату со спецобслуживанием, где у них будет все свое: и телевизор, и тумбочка, и место для мужа.
К тому же даже роды с использованием родового сертификата на деле часто оказываются лишь условно бесплатными. «Рядом с моим домом есть поликлиника, но народу там столько, что в очередь на УЗИ пока стоишь — уже родишь. В итоге врачи говорят: приходите с готовым УЗИ. Ездила в частную больницу на такие процедуры, а наблюдалась у своего врача. К тому же витамины и лекарства нужно было покупать — это дело обычное. В итоге за всю беременность отдала 35 тысяч рублей», — подсчитывает роженица из Нижнего Новгорода Алевтина Веселова.
Вот только решаясь раскошелиться на приятное событие, нужно подумать: а кому платить? «Официально контракт с простым врачом стоит от 50 000 руб-лей. С кандидатами наук, заведующими отделениями и за роды в перинатальных центрах — от 150 000 рублей. И то эта сумма гарантирует только отдельную палату и возможность визитов мужа. И все», — подытоживает смету Оксана.
По словам девушки, даже такие вложения не гарантируют вам ни безопасности, ни хорошего отношения. «Проблема в том, что от официальных контрактов сам врач получает копейки — грубо говоря, от 50 000 руб-лей всего 1500. Поэтому ему и нет смысла напрягаться выше нормы. Но если договориться с врачом лично даже за 10 000- 15 000 рублей, то отношение будет другим. Может, палата будет и общей, но отношение к тебе уж точно станет индивидуальным. И если нет особых показаний и физиологических осложнений, то роды точно пройдут хорошо», — говорит Оксана.
Правда, в чем именно заключается это индивидуальное отношение, не совсем понятно. И как лишние 10 000 рублей могут повлиять на безопасность родов — тоже. Эксперты отмечают, что сегодня в российском акушерстве сложилась ситуация, в которой пациенту приходится платить не за дополнительные услуги, а за отказ от них.
Кирилл Данишевский, консультант Открытого института здоровья
— Даже если вы заплатите, это не гарантирует высокого качества акушерской помощи. Проблемы ведь часто носят не медицинский, а сервисный характер, причем такой, который не решается деньгами. Например, мамаш запугивают, предлагая лечение здоровым малышам, причем в платном секторе это случается чаще. Доходит до абсурда. Например, у роддома стоят родственники и через решетки, как в тюрьме, суют передачки. И тут же подходит тот, кто заплатил. И вот же чудо какое: для него санитарные нормы не писаны. Потому что на самом деле этих ограничений нет. То же и с остальным. Женщине нужно рожать в естественном положении, а за это тоже приходится доплачивать. Сейчас появляются даже специальные центры, специализирующиеся на естественных родах, когда лишние опции из процесса рождения ребенка убирают.