Около 70% опрошенных ВЦИОМом граждан считают, что различия в доходах россиян непозволительно велики, более половины респондентов уверены, что государство должно сокращать эту разницу. Как преодолеть пропасть между нищими и богатыми, ведь социальное расслоение в нынешних условиях несет повышенные риски?
Никита Масленников, ведущий экономист Центра политических технологий
— Тревожные ощущения, зафиксированные опросом, — это реакция людей на мартовский шок, ажиотажный спрос и резкую инфляцию. Деньги и запасы кончаются, даже относительно благополучные граждане затягивают пояса, а социальная поддержка коснулась только беднейших. Выход один: всячески способствовать оживлению и развитию деловой среды, добиваться реального роста зарплат. Ну и адресная поддержка наиболее нуждающихся групп населения должна быть более точной и эффективной.
Евгений Надоршин, главный экономист ПФ «Капитал»
— Да, разница в доходах в нашей стране бросается в глаза, а многие меры государственной поддержки остро нуждающимся — временные, спонтанные. Правительство рапортует о профиците бюджета, а социальные проблемы обостряются. По числу граждан за чертой бедности ситуация хуже, чем в 2013-м. Один из основных инструментов решения проблемы — налоговая политика. Здесь не надо открывать Америки: самых бедных от налогов освободить, на богатых налоговую нагрузку увеличить. Нужен также более точный, адекватный подход к оценке нуждаемости.
Олег Комолов, доцент Финансового университета при правительстве РФ
— С 2013 года наши реальные доходы упали примерно на 15%. А проблема доходов — это и проблема стимулов к развитию производства. В последние годы по доходам особенно заметно ударила инфляция. Полностью решить проблему неравенства нельзя в текущей системе. Помогают сглаживать положение прогрессивный налог, субсидирование низкодоходных групп. Какие-то элементы этих мер есть и у нас, но как они реализованы — большой вопрос. В нашей стране вообще уникальная история: процентная ставка взносов в фонды медицинского и социального страхования падает по мере роста дохода наемного работника.
Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики
— Дифференциацию не надо определять по опросам ВЦИОМа. Я всегда опираюсь на экономические показатели — например, коэффициент Джини. В США и Китае разница доходов выше, чем в России. Мы где-то посерединке. Наша беда в несправедливом распределении не доходов (заработков), а богатств. Это активы, недвижимость, яхты. По такому критерию мы похожи на Нигерию. Статистика распределения богатства при этом у нас отсутствует. Серьезной встряски на почве разницы в доходах я не жду. Государство продолжает помогать низкодоходным группам. При достаточно наполненном бюджете такая поддержка продолжится.