На днях Госсовет КНР опубликовал общий план экспериментальных зон свободной торговли Пекина, провинций Хунань и Аньхуэй, а также план расширения экспериментальной зоны свободной торговли провинции Чжэцзян. С 2013 года, когда была образована первая экспериментальная зона свободной торговли в Шанхае, и вплоть до настоящего времени в Китае уже создана 21 зона в 21 административной единице по всей стране. Так на практике осуществляется политика реформ и открытости.
«Расположение экспериментальных зон свободной торговли в Китае основано на общей схеме внешней открытости страны миру, — заметила заместитель директора Института международной торговли и экономического сотрудничества Министерства коммерции КНР Чжан Вэй. — Если посмотреть на дальнейшее расширение экспериментальных зон свободной торговли, четыре проекта нацелены на продвижение инновационного развития в торговле услугами, передовом производстве, научно-технических инновациях и цифровой экономике. Именно эти четыре сферы являются важными в углублении политики реформ и открытости в Китае. Другими словами, в соответствии с планом по государственному развитию, в отдельных местах будут осуществляться более глубокая разработка и практика».
Каждой зоне по миссии
С 2013 года Китай одобрил строительство 18 экспериментальных зон свободной торговли, затем еще трех, задействовав 67 районов в стране. В зонах свободной торговли, которые рассматриваются в качестве экспериментальных площадок реформирования и открытости Китая, за семь лет были достигнуты результаты по 260 институциональным инновациям, которые распространяются по всей стране. Эти нововведения коснулись таких сфер, как либерализация и упрощение торговли и инвестиций, предоставление финансовых услуг для реального сектора экономики, преобразование правительственных функций и другие.
Уже построенные 18 экспериментальных зон свободной торговли расположены в 11 приморских провинциях и семи внутренних административных единицах. Заместитель министра коммерции Китая, заместитель представителя КНР на переговорах по международной торговле Ван Шоувэнь отметил, что выбор четырех новых экспериментальных зон свободной торговли обеспечит осуществление государственной стратегии развития, охватывая районы Пекин — Тяньцзинь — Хэбэй, дельты реки Янцзы, а также стимулируя подъем центральных районов страны. Необходимо продвигать формирование всесторонней, многоуровневой и диверсифицированной структуры открытости и сотрудничества, создавать новые преимущества в международном взаимодействии и конкуренции.
Во-вторых, по словам Ван Шоувэня, такая ситуация будет способствовать дальнейшему обеспечению безопасности и стабильности цепочек производства и поставок. «Пекин обладает мощными научно-техническими и инновационными возможностями, провинция Хунань отличается твердой базой производства оборудования, провинция Аньхуэй особенно активна в разработке новых отраслей, а провинция Чжэцзян стимулирует быстрое развитие цифровой экономики. Создание этих четырех новых зон путем научно-технических инноваций укрепит цепочку производства и поставок, будет опираться на интеграцию производственной цепочки, укреплять стабильность и конкурентоспособность производственных цепочек и поставок, а также стимулировать высококачественное развитие».
Четыре новые сферы
Заместитель председателя правления Китайского центра по международному экономическому обмену, бывший заместитель министра коммерции КНР Вэй Цзяньго сказал: «Зоны свободной торговли должны стать главной силой во всесторонней, высокоуровневой и многоярусной внешней открытости. В частности, после эпидемии, когда глобализация подвергнется удару протекционизма и мировая экономика начнет восстановление, нам необходимо будет привлекать иностранные инвестиции, ускорять внешнеторговый оборот, создавать высококачественное производство, пользоваться преимуществами технологических инноваций, чтобы сформировать открытую, стабильную и безопасную цепочку производства с доминированием внутреннего рынка».
Почему выбор пал на вышеупомянутые сферы? По словам Чжан Вэй, Китай — крупная торговая держава. Хотя и нынешние масштабы торговли услугами немаленькие, с глобальной точки зрения конкурентоспособность торговли услугами Китая невысока. В связи с этим Чжан Вэй считает, что необходимо оценивать влияние расширения сферы услуг на экономическое развитие с помощью экспериментальных методов, искать более подходящие для КНР методы развития. Что касается передового производства, по мнению Чжан Вэй, производственные масштабы Китая большие, однако конкурентоспособность передового производства по-прежнему следует укреплять.
Относительно научно-технической и инновационной сферы Чжан Вэй сказала следующее: «В настоящее время в глобальной научно-технической революции предпочтение отдается сотрудничеству открытого типа. В этой сфере нам необходимо создавать более благоприятную среду, интегрировать глобальные высококачественные научно-технические и инновационные ресурсы, которые включают технологии и специалистов. Благодаря расширению открытости будет возможность создать более благоприятную среду для развития, чтобы больше качественных ресурсов сосредотачивались в Китае, увеличивать ценность для научно-технического прогресса и развития в мире».
«Цифровая экономика — это передовая область глобального экономического развития. Мы используем цифровую экономику в качестве институциональной инновации в новой экспериментальной зоне свободной торговли для лучшей интеграции в развитии глобальной цифровой экономики, для увеличения китайского вклада в ее развитие», — заявила Чжан Вэй.
Ван Шоувэнь также отметил, что в 2019 году доля четырех административных единиц в использовании внешних инвестиций достигла 21,4%, общий внешнеторговый оборот составил 21,7%. Экспериментальные зоны свободной торговли смогут воспользоваться особенностями благоприятного экономического развития в этих административных единицах, что поможет создать экономику открытого типа, а также способствовать продвижению высококачественного экономического развития.