Главная Культура 00:04 23 Сентября 2016 5013
Надежды маленький оркестрик

На экраны готовится выйти первый за многие годы фильм о рабочем классе

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»

В Москве прошел фестиваль «Эхо Выборга», на котором показали лучшие работы кинофорума «Окно в Европу». В том числе состоялась московская премьера фильма «Вся наша надежда», отмеченного в Выборге призом Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон». Картина вполне могла побороться и за Гран-при фестиваля, но, поскольку ее продюсировала компания — организатор «Окна в Европу», лента была показана в Выборге вне конкурса. Члены большого жюри, в которое входил и автор этих строк, фильм в итоге не посмотрели. Зато зрители устроили картине десятиминутную овацию. Многие, говорят, выходили из зала со слезами на глазах. И мне захотелось «догнать» фильм в Москве.

Снял картину режиссер Карен Геворкян. Тот самый, что в 1991-м победил на самом первом «Кинотавре», а затем на Московском международном кинофестивале с поэтичным и горьким, мудрым и нежным фильмом «Пегий пес, бегущий краем моря», поставленным по повести советского классика Чингиза Айтматова. Это был триумфальный взлет режиссера, за которым последовали... 25 лет молчания.

Разумеется, все эти годы Геворкян не лежал на диване. После распада СССР он снимал в Армении документальные фильмы, вел передачи на местном ТВ, писал книги, занимался общественной деятельностью. В 2009 году режиссер, учившийся в свое время во ВГИКе, снимавший фильмы в Киеве и Ленинграде, переехал в Россию. Начал преподавать в Санкт-Петербургской академии кино и телевидения, создал киностудию «Русское поле» — и спустя четверть века вернулся в игровое кино. И вновь заставил говорить о себе. Геворкян снял фильм, аналогов которому в современном российском кино нет. Это первая за многие годы картина о жизни рабочего класса. Причем она рассказывает не про времена СССР, где «гегемон» был окружен почетом, пусть порой и показным, а о сегодняшней России. «Вся наша надежда» еще продолжает фестивальное шествие (в эти дни картину показывают в Благовещенске на «Амурской осени»), но уже очевидно, что это одно из главных кинособытий года.

В центре фильма — шахтер с многолетним стажем, глава большого семейного клана. У Глеба Ивановича трое взрослых детей от первого брака, семилетняя дочь от второго. Он застал еще те достославные времена, когда шахтеры зарабатывали не меньше академиков. Поэтому у него, в отличие от спивающегося соседа, есть свой скромно обставленный, но уютно обжитой дом, есть машина, кое-какой достаток. По утрам он привычно отправляется на одну из немногих сохранившихся после смерча 90-х шахт. Она давно уже принадлежит не государству, а некоему анонимному московскому собственнику, который в шахтерский поселок не кажет носа. Всеми делами здесь заправляет его ушлый, вороватый наместник, вальяжно расхаживающий по огромному кабинету и получающий ежемесячно от хозяина шахты 15 тысяч зелеными. Зарплата шахтеров в забое, где они дышат антрацитовой пылью, где стоит жара в 35 градусов и где каждый день может случиться трагедия, — от силы 30 тысяч деревянными.

В шахте давно не было ремонта, техника постоянно выходит из строя, того и гляди грянет беда. У главного героя болит душа от повсеместного упадка, разора, запустения. Но ни он, ни глава местного профсоюза, пытающийся организовать шахтеров, ничего не могут изменить в сложившемся порядке вещей — авария все-таки случается. Смотреть на сцены, когда мертвых шахтеров, укрытых черной, как антрацит, пленкой, выносят из забоя, когда их жены бьются в безутешном плаче, а потом в истерике штурмуют двери администрации, выше человеческих сил. Эти сцены разрывают сердце яростью, состраданием, болью.

Опытнейший режиссер, работавший в разных жанрах и видах искусства, Карен Геворкян виртуозно, без швов, перемешивает в своем фильме сцены игровые и документальные, наряду с профессиональными, неизвестными широкой публике актерами снимает жителей шахтерских поселков. Сами съемки, кстати, проходили на месте реальных событий, в том числе в прогремевшем нынче на всю Россию городе Гуково (Ростовская область), где не так давно шахтеры объявили голодовку. Все это вместе рождает на экране редкое ощущение подлинной жизни, ее горькой, шероховатой правды, пахнущей угольной пылью, потом, полынными степными ветрами, застарелой бедой.

При этом фильм не имеет ничего общего с пресловутой чернухой — главным образом благодаря честному, принципиальному, деятельному и бесконечно обаятельному главному герою. Режиссер искал актера, похожего на Бориса Андреева, но в итоге снял в главной роли знатного горняка, трижды кавалера знака «Шахтерская слава» Анатолия Бойко. И не прогадал. От его походки, жестов, скупых слов исходит такая внутренняя сила и правда, что, кажется, так и смотрел бы не отрываясь на это отнюдь не смазливое (чай, не молодой Ален Делон), но такое умное, лучащееся добротой лицо с навсегда въевшейся в поры угольной чернотой.

Впрочем, есть надежда, что мы еще увидим шахтера, а теперь уже и актера Анатолия Бойко в новых фильмах. В разговоре со мной после московской премьеры Карен Геворкян рассказал, что намерен снять о судьбе своего героя еще две картины. В финале первого фильма, осознав, что шахта окончательно приходит в упадок, Глеб Иванович вместе со своей многочисленной семьей отправляется из Ростовской области на Алтай — чтобы здесь, на земле своих предков, попытаться начать новое дело, стать фермером, поднять невспаханную целину...

Сценарии двух новых фильмов, написанные Кареном Геворкяном в соавторстве с драматургом Алексеем Катуниным, уже готовы. Это будет разговор о самых важных вещах на свете — о земле и семейных корнях, о сегодняшней России, убежденным патриотом которой является армянин Карен Геворкян. Дело, как водится, за финансированием. Режиссер верит, что Министерство культуры, которое поддержало его первый фильм, поддержит и всю трилогию. Ведь темы важнее и серьезнее, чем жизнь простого человека, в русском искусстве со времен Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова нет.

«Вся наша надежда покоится на тех людях, которые сами себя кормят», — не без оснований утверждал в те времена публицист, критик, общественный деятель Дмитрий Писарев (эта фраза и дала название фильму). И если современное кино об этом стало забывать, увлекшись пестрыми судьбами офисных менеджеров, ментов, киллеров и путан, то эту ненормальную ситуацию, считает Карен Геворкян, надо выправлять. И делать это надо именно сегодня, когда, по его словам, «в Россию постепенно возвращается здравый смысл».

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9489
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7188
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?