Второй день бьют рекорды просмотров выложенные в Сеть ролики из Волоколамска, где возмущенные жители наседают на главу района и подмосковного губернатора с криками «Позор!» и «Закройте свалку!». Градус кипения в толпе зашкаливает: народ требует найти и наказать виновных в отравлении детей.
Первоначально крайним оказался волоколамский начальник Евгений Гаврилов. На стихийном митинге у местной больницы чиновника затащили в толпу, немножко побили (главу — по голове), оторвали капюшон и сломали очки.
Вторым едва не стал глава Подмосковья Андрей Воробьев, неосторожно приблизившийся к населению на расстояние вытянутой руки. В губернатора полетели снежки, но охранники в шлемах и с дубинками оказались проворнее, подопечного успели отбить. Дальнейшим революционным порывом волоколамцев может оказаться поиск чиновников в федеральном правительстве, кому следовало бы задать исконно русский вопрос: «Третьим будешь?».
Бить человека по голове неправильно, нехорошо. А что прикажете делать людям, если им невозможно дышать?
Напомним, что мусорный полигон «Ядрово», из-за которого на неделе в Подмосковье произошли беспорядки, официально был открыт в трех километрах от районного центра Волоколамск в 2008 году. А еще раньше функционировал в качестве «дикой свалки» (по признанию чиновников — с 1979 года). «Десятилетиями складывался мусор, формировались свалочные газы, но системы дегазации здесь до сих пор нет», — оправдывается спасенный охраной губернатор Воробьев.
Хотя называть «Ядрово» наследием проклятого прошлого было бы большим лукавством. Полигон создавался на месте свалки с нарушением всех норм и правил уже в наше время с разрешения властей и под руководством вполне грамотных и всем известных людей. Скажем, генеральным директором ООО «Ядрово», владельцем полигона, стал первый заместитель главы района по ЖКХ Алексей Сулимов, который в 2016 году баллотировался на пост мэра Волоколамска. Районной администрации и поныне на одну четверть принадлежит этот полигон, уже отравивший воздух во всей округе.
И не только воздух. Полигон находится неподалеку от реки Городни, впадающей в реку Ламу — приток Иваньковского водохранилища, входящего в систему обеспечения питьевой водой всего Московского региона. «Как только ядовитые стоки «Ядрово» доползут до ближайшей речки, мало никому не покажется», — говорят местные специалисты-экологи.
Год назад население Волоколамска забило тревогу: вонь от свалки душит город. Но владельцам «Ядрово» эта вонь приносила 177,2 млн рублей выручки в год, и МЧС вынесло заключение: превышение уровня опасных веществ на территории города не зафиксировано, угрозы для жителей нет.
Горожане не унимались: два протестных митинга проведено в прошлом году, а в марте нынешнего года состоялся еще один — с участием 5 тысяч человек. Но хотя бы одну бригаду специалистов прислали на обследование «Ядрово» из областного Министерства экологии — чтобы поставить диагноз свалке, принять срочные меры по временной нейтрализации скапливающихся ядовитых отходов. Увы...
А на этой неделе случился мощный выброс свалочного газа с отравлением более 50 детей из разных школ города. Едва избежавший самосуда губернатор Андрей Воробьев тут же заявил: «Мы обязательно предусмотрим все необходимые мероприятия, чтобы отправить в места отдыха максимальное количество детей...»
Этот сюжет мы уже видели в кинокомедии «Ширли-Мырли» с незамысловатым сюжетом: в Якутии найден невероятных размеров алмаз, продажа которого может обеспечить всем жителям страны трехлетний отдых на Канарских островах. И вот в финале картины счастливые обыватели в обнимку с начальниками уже все летят, летят, летят...
Однако в реальной жизни даже с Канарских островов рано или поздно приходится возвращаться. Каких же козлов или чертей мы тогда начнем искать?
P.S. Точное число действующих мусорных полигонов и свалок ТБО в Московской области неизвестно. В 2012 году их числилось 39, из которых лишь два строились с учетом специфики использования и экологических норм. Остальные можно назвать братьями-близнецами полигона «Ядрово». Официально действующими нынче являются 15 подмосковных полигонов, емкости их использованы практически до верхних пределов.