Пик чартерных перевозок приходится на туристический сезон, который уже фактически начался. Регулярные авиарейсы в это время не могут обеспечить всю потребность в свободных бортах. Летом объем чартерных перелетов доходит до 60% от общего числа воздушных пассажирских перевозок.
Основополагающую роль при этом играют стоимость билетов и желание турфирм и их клиентов сэкономить. Цена билета на чартер ниже, чем на регулярный рейс, в разы. Сказывается это и на конечной стоимости путевки, поэтому туристы и предпочитают чартеры. К примеру, львиная доля перелетов до Египта или Турции осуществляется именно с помощью зарезервированных бортов.
Однако выгода нередко оборачивается катастрофой. Еще несколько лет назад специалисты в области авиации предложили запретить чартеры. Причина — повышенная аварийность. «Это объективная реальность: небольшие авиакомпании, которые специализируются на таких перевозках, в силу экономических факторов не могут вовремя обновлять свой парк», — говорит гендиректор компании «Финэкспертиза» Агван Микаэлян.
Это мнение подтверждает вчерашняя катастрофа чартерного Ту-204, случившаяся в Подмосковье. 21 марта в 4 часа утра в Домодедово самолет принял на борт 210 пассажиров и вылетел чартерным рейсом в египетский курорт Хургада. Но уже через полчаса салон из-за перегрева одной из систем обогрева заполнился дымом, и командир экипажа 32-летний пилот Александр Косяков принял решение вернуться обратно в Домодедово. Полтора часа Ту-204 кружил в районе Москвы, вырабатывая топливо (так положено при аварийной посадке), а затем благополучно приземлился. После небольшого ремонта во второй половине того же дня он снова улетел с пассажирами в Хургаду. Оттуда обратно в Москву он вылетел в 22.30 21 марта, но уже без пассажиров. В ульяновской авиакомпании «Авиастр-Ту», которой принадлежит Ту-204, «Труду» никак не объяснили, почему он оказался пустым, предположив лишь, что это мог быть «технический рейс».
В 2.30 ночи 22 марта Ту-204 на высоте 50 метров зашел на посадочную глиссаду в Домодедово, но, не долетев до взлетно-посадочной полосы всего километр, рухнул на землю. Все члены экипажа остались живы, но получили травмы. Сильнее всех пострадали командир экипажа Александр Косяков, бортинженер Сергей Горячев, второй пилот Алексей Михайловский и стюардессы Марина Кудряшова и Ирина Лапкина, получившие переломы и черепно-мозговые травмы. Их сразу доставили в реанимацию домодедовской райбольницы. Остальные члены экипажа отделались легкими ушибами и от госпитализации отказались.
О причинах авиакатастрофы пока ничего не известно. За 15 минут до падения экипаж сообщил диспетчерам аэропорта, что полет происходит в штатном режиме, но после этого на связь не выходил. На месте катастрофы уже найдены «черные ящики», которые отправлены на расшифровку. По словам представителя Росавиации Сергея Извольского, «крушение Ту-204 в понедельник не связано с неполадками на его борту, из-за которых он прервал полет накануне». Расследованием причин катастрофы сейчас занимается Межгосударственный авиационный комитет.
Эксперты рассматривают три главные версии катастрофы. Согласно первой, в момент приземления в районе Домодедово был сильный туман, экипаж просто не смог разглядеть огни взлетно-посадочной полосы и зашел на посадку раньше времени. По второй версии, у самолета закончилось топливо, и он не дотянул до аэропорта. Третью версию «Труду» озвучил заслуженный летчик-испытатель РФ Магомед Толбоев. «Очень странно, что Ту-204 вылетел из переполненной туристами Хургады пустой, — сказал он. — Скорее всего, экипаж предполагал серьезные проблемы с самолетом и не рискнул брать пассажиров на борт».
Техника
Многострадальный лайнер
Ту-204 считается самолетом с трудной судьбой. Задание на его разработку КБ Туполева получило еще в 1973 году. Новый лайнер должен был стать отечественным аналогом появившихся в то время новых американских среднемагистральных самолетов Boeing-757 и Boeing-767 и европейского, А-300. Наш самолет должен был сравняться с ними не только по комфорту для пассажиров, но и по топливной эффективности. В перспективе предполагалось, что новый туполевский самолет заменит ветерана советских авиалиний и самый неэкономичный Ту-154. Добиться этой задачи оказалось непросто. Все первые экземпляры Ту-204 по расходу керосина мало чем отличались от более старых моделей. Добиться снижения расхода топлива конструкторам удалось лишь после того, как они уменьшили диаметр фюзеляжа самолета и поставили на него английские двигатели «Роллс-Ройс».
Из-за всех задержек с проектированием, совпавших по времени с перестройкой в СССР и последовавшим за этим развалом авиапрома, в массовую эксплуатацию Ту-204 поступил только в 1994 году. Производятся самолеты этого семейства на авиазаводах в Ульяновске и Казани. Всего построено 60 самолетов Ту-204 различных модификаций. Он вмещает 170–210 пассажиров и летает на расстояние до 5 тысяч км. К 2015 году Ту-204 планируется снять с производства, заменив их более современными лайнерами МС-21.
За все время использования самолетов Ту-204 с ними произошло около 20 различных аварий, но все они закончились без гибели людей. В 2010 году самолеты этого семейства попадали в аварии уже дважды: 19 января у самолета после вылета из Омска не закрылись створки переднего шасси, и пилот был вынужден пойти на аварийную посадку, а до этого три часа кружил в воздухе, вырабатывая топливо в баках. 30 января у самолета Ту-204, следовавшего по маршруту Москва — Минск, перед посадкой возникла сильная вибрация в одном из двигателей. Экипаж отключил его и совершил посадку на одном двигателе. На борту находились хоккеисты, которые должны были принять участие в Матче звезд КХЛ в Минске.