Главная Культура 00:02 22 Февраля 2019 14771
Олег Янковский. Последний аристократ российского кино

23 февраля могло бы исполниться 75 лет народному артисту СССР Олегу Янковскому

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
«Ваше благородие» — так следовало бы обращаться к Олегу Ивановичу Янковскому. Фото: globallookpress.com

На сцене театра Ленком и в кино он сыграл более 100 ролей, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного искусства. Одну из лучших своих ролей он сыграл в фильме Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву», который сначала был выпущен на экраны мизерным тиражом, прошел по окраинным кинотеатрам, а с годами приобрел статус культового явления. Это был первый совместный фильм режиссера и актера, но не последний. Янковский впоследствии сыграл еще в пяти лентах Балаяна. Вот они, в хронологическом порядке: «Поцелуй», «Храни меня, мой талисман», «Филер», «Первая любовь», «Райские птицы».

Накануне дня рождения Олега Янковского кинообозреватель «Труда» позвонил в Киев, где живет и работает народный артист Украины Роман Балаян.

— Роман Гургенович, как возникла ваша режиссерская любовь к Янковскому? И в чем для вас его уникальность как актера?

— У него было редкостное лицо. Редкостные глаза. Во всех его ролях (и не только тех, что он сыграл в моих фильмах) присутствовала некоторая недосказанность, недоговоренность, тайна. Вот он на экране, вроде сидит в окружении людей, разговаривает, шутит, смеется, но он не с ними. Его глаза живут самостоятельной жизнью, его герой (мы чувствуем это) обладает своей биографией, которая не всегда совпадает с тем, что мы буквально видим на экране. У его героев всегда есть объем, двойное дно. Вот эта загадка Янковского, его непознаваемая актерская глубина меня и привлекала. Я выражал через Олега себя, свои мысли, чувства, свое, скажем так, творческое эго.

— Как и когда вы с ним познакомились?

— В «Полетах во сне и наяву» должен был сниматься Никита Михалков, он уже был утвержден на роль. Но я случайно увидел фрагмент фильма «Мы, нижеподписавшиеся» с Янковским, в котором он просто резал лимон, но при этом жил какой-то своей отдельной жизнью, и сразу понял, что должен снимать в своем фильме его.

— Как отнесся к вашему коварству Михалков, с которым вы тогда дружили?

— Он не обиделся, он все понял. Попросил только снять его в какой-нибудь другой роли. Я не очень понимал, куда его, такого популярного, приткнуть — места для него в фильме не было. Тем не менее, сказал: приезжай в Киев, по ходу дела придумаю для тебя роль. Он приехал. Я снял Никиту, по сути, в образе его самого — известного режиссера, который снимает в ночном Киеве фильм.

— А Янковский легко согласился на съемки? Он ведь в ту пору был уже нарасхват и отличался щепетильностью в выборе ролей и режиссеров...

— Он вообще не знал тогда, кто такой Балаян, хотя к тому времени я уже снял «Каштанку» и «Бирюк» — считаю, лучшие свои фильмы. А когда Олег вдобавок услышал, что я работаю не на «Мосфильме» или «Ленфильме», а на Киевской киностудии имени Довженко... Тем не менее, сценарий, который по моей просьбе ему передал Виктор Мережко, Олегу понравился.

Мы встретились в буфете Ленкома. Я сказал ему тогда одну фразу: «Если вы сниметесь в моем фильме, то приз за лучшую мужскую роль на любом фестивале будет вам обеспечен. Но учтите, это будет мой приз». Он весело расхохотался. Это не относится напрямую к профессии режиссера, но я обладаю, как мне кажется, некоей личностной харизмой, которая позволяет уговорить практически любого человека на нужное мне дело. В итоге Олег согласился на съемки.

— Как Олег Иванович работал на площадке? Он был глиной в ваших руках или исходил из своего представления о роли?

— Он доверился мне с первого дня. Играл то и так, как мне было нужно. От него исходили встречные предложения, даже весьма талантливые, но они не совпадали с моим представлением о роли и фильме в целом. Конечный результат видит только режиссер. Олег это понял и принял как должное. И в последующие годы снялся подряд в четырех моих картинах. Он потом и Абдулова, который тоже играл в моих фильмах, уговаривал: «Слушайся Романа и все будет хорошо».

— У вас не было ссор, разногласий?

— С Олегом — ни разу. Никогда. С Абдуловым поговорили серьезно один раз. Когда работали над «Поцелуем», он повадился было опаздывать к началу съемок. Я ему сказал в какой-то момент: «Саша, я не могу тебя заменить другим актером, слишком много сцен придется переснимать. Но все, кто у меня работает, потом становятся моими друзьями. Ты просто не будешь в их числе». Назавтра он был на съемочной площадке раньше всех. Иногда приезжал туда прямиком из казино, где любил пропадать по ночам. Но больше ни разу не подвел группу. В результате мы с Сашей и Олегом стали близкими друзьями, братьями. На съемочной площадке смеялись, хохмили, подначивали друг друга. Если кто не знает, я самый легкомысленный режиссер на свете. И актерам разрешаю быть такими.

— Может, вспомните какой-нибудь забавный эпизод...

— В фильме «Леди Макбет Мценского уезда» главную мужскую роль играл Абдулов, а Олег не снимался. Он приехал к нам в Пущино проведать сына Филиппа, тогда студента ВГИКа, которого я взял на лето в группу помрежем. В фильме есть сцена, когда три мужика несут за плечами тяжелые мешки. Саша мне и говорит: «Поскольку Олег твой талисман, то пусть он тоже возьмет мешок и пройдет с нами в кадре, вот и отметится в фильме».

Договорились, что Олег снимется в этом эпизоде, но, естественно, как-то отвернется, спрячет свое знаменитое лицо. И вот звучит команда «Мотор!», мужики взваливают поклажу на плечи, а Олег свой мешок поднять не может. Камера тем временем уже работает, драгоценная пленка крутится. Олег кое-как поднял мешок, прошел с ним в кадре. Как потом выяснилось, это Абдулов набросал туда всяких неподъемных тяжестей, чтобы разыграть Янковского. Но, в конечном счете, благодаря этой шутке Олег оставил свой «автограф» и в этом фильме.

— А за пределами съемочной площадки вы общались с Олегом Ивановичем?

— Ну, а как же. Он снимался и гостил у меня в Киеве, я показывал ему свой любимый город таким, каким его люблю и знаю только я. Киев создан для пеших прогулок, и мы с ним вечерами ходили по дорогим для меня уголкам. А потом сидели в ресторане, немного выпивали. Олег по жизни предпочитал виски, было у него такое пижонство. Приезжая в Москву, я жил у Олега. Люда (жена Янковского Людмила Зорина. — «Труд») стирала мои вещи, кормила, поила. Как человек кавказский, я бы предпочел останавливаться в гостинице, но они настаивали. И я пошел у них на поводу.

— Каким Олег Иванович был дома?

— Лично я наблюдал у них в семье самые замечательные отношения, пронизанные любовью, неизменным юмором. В доме всем заправляла Люда. Олегу нравилось быть послушным. Что бы ни творилось на съемочной площадке, семья для него была главной ценностью в жизни. Он мог сорваться за 200 километров, чтобы на денек смотаться к жене и сыну Филиппу, которого очень любил.

Первый раз я попал к ним в дом в 1981 году. Филиппок был тогда еще подростком. Я рад, что с годами он стал замечательным артистом. Снимается в кино, сыграл, знаю, труднейшую роль Дмитрия Карамазова в спектакле у Константина Богомолова. Мне нравятся и режиссерские работы Филиппа — «Меченосец» и, особенно, его первый фильм «В движении». Некоторые говорили, что он снят под влиянием моих «Полетов», но я этого не заметил. В качестве председателя жюри в свое время с удовольствием присудил ему приз за лучший дебют на фестивале в Выборге.

— Сегодня поддерживаете отношения с семьей Олега Ивановича?

— Я в Москву в последние годы не езжу, но в день рождения Олега и в день его ухода всегда звоню Людмиле, Филиппу. Я тяжело переживал потерю Олега, как и уход Паши Лебешева, Саши Абдулова — не просто коллег, а моих дорогих друзей.

— Когда в последний раз видели Олега Ивановича?

— Это было 25 февраля 2009 года. Накануне, 23 февраля, у него был день рождения. По этому поводу я купил забавный сувенир с надписью «Все устаканится». Когда я пришел, Олег смотрел «Поле чудес», что на него было совсем непохоже. Обычно элегантно одетый, даже дома, в этот раз он сидел почему-то в валенках. Волосы, я заметил, были блеклые. Но Люда выглядела оживленной, веселой. Она мне ничего тревожного не сказала, я подумал, что Олег идет на поправку.

На самом деле, врачи уже сообщили ей, что жить Олегу осталось недолго. А она из последних сил делала вид, что все хорошо. Меньше чем через два месяца Олега не стало. У его гроба в театре Ленком, целуя Филиппа и Люду, я услышал от нее: «Вот так, Рома, оно устаканилось».

Я часто думаю об Олеге. Вспоминаю его остроумие, элегантность, отменный вкус. Как он одевался, как умел носить смокинг или белые костюмы! Он был последним аристократом в нашем кино. Не все фильмы с его участием я видел, но очень люблю его роли в фильмах «Щит и меч», «Служили два товарища», «Крейцерова соната», «Паспорт». Да у него практически не было неудач на экране. При этом он не играл своих героев, не перевоплощался в них, как, скажем, это потрясающе делал Евгений Евстигнеев. Янковский, обладая секретом Жана Габена, всегда был самим собой в предлагаемых обстоятельствах. Но в его глазах отражался целый мир.

Голос

Вадим Абдрашитов, кинорежиссер, народный артист России

«Ваше благородие» — так следовало бы обращаться к Олегу Ивановичу Янковскому. Потому что он был благороден во всех смыслах этого слова. Не только по происхождению (у него были аристократические корни), но и по творческой взыскательности, по линии поведения. Он был априорно доброжелателен к коллеге, другу, случайному собеседнику. С ним было легко и в работе, и в соседстве, и в застолье. Говорю это со знанием дела: мы жили в одном доме, часто и неформально общались.

Мы встретились для совместной работы, когда он уже сыграл в фильмах «Щит и меч» и «Служили два товарища». Но материал, который я ему предложил, был для него новым. Здесь я должен сделать отступление и сказать, что за свою жизнь он сыграл множество самых разных ролей. В том числе и в жанровых фильмах. Редко меняясь внешне, без париков, бород, накладок, умел преображаться внутренне. Он был одинаково органичен и в роли мачо, и в роли работяги, а то и бомжа. Но никто так глубоко, я бы даже сказал, графически рельефно не воплотил на экране образ молодого человека, который буквально задыхается в атмосфере застоя. В «Слове для защиты» и в «Повороте» он впервые и при этом виртуозно сыграл такой тип героя. После этого Олег уже был готов к «Полетам во сне и наяву».

Слава не вскружила ему голову. Он был и остался скромным человеком. Я не могу вспомнить ни одного его публичного выступления, когда бы он кого-то клеймил или, наоборот, славословил. Я его и на трибуне ни разу не видел. Свои амбиции он удовлетворял на съемочной площадке и на сцене театра. Умел выбирать роли, не разменивался на дешевку. Знаю, ему не раз предлагали большие деньги за участие в рекламе. Он ни разу на это не повелся. Служил только искусству. Вот это сочетание артистизма, таланта, преданности делу и сделали из него поистине выдающегося художника.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9508
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7199
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?