Совсем скоро исторический центр столицы изменит свой облик. На некоторых улицах для удобства москвичей расширят пешеходные зоны, на многих оборудуют велосипедные дорожки, обновят фасады, а также установят дополнительную подсветку. Кроме того, все улицы и бульвары после реконструкции станут зелеными. Только на Садовом кольце по новому проекту будут высажены тысячи деревьев.
Масштабная программа «Моя улица», которая стартовала в 2014 году, — это, по мнению экспертов, один из крупнейших проектов благоустройства в современной истории Москвы. «В последние годы столица постепенно превращается из города для транспорта, офиса, работы, в город для жителей», — считает Норайр Блудян, заведующий кафедрой «Автомобильные перевозки» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета" (МАДИ). По его словам, это абсолютно правильный тренд развития. «С точки зрения общего развития города, особенно градостроительной политики, лет 10-15 назад были сделаны колоссальные системные ошибки, которые сегодня в рамках программы «Моя улица» и других проектов, шаг за шагом исправляются», — сказал он.
«Труд» уже писал о том, какие магистрали, бульвары и переулки изменятся в 2016 году. «На сегодняшний день более чем на 50 улицах приступили непосредственно к благоустройству», — рассказал Алексей Беляев, заместитель руководителя департамента капитального ремонта Москвы. О том, какие конкретно работы запланированы, и где они будут проходить, можно узнать на странице проекта «Моя улица» на сайте mos.ru.
Причем за все проекты, в том числе и по изменению улиц Московского Кремля, на которых недавно началось обновление фасадов, москвичи проголосовали на «Активном гражданине». «Очень важно, что было учтено мнение жителей, что происходит далеко не в каждом городе, — считает Сергей Пальчиков, президент некоммерческого партнерства «Здоровый лес». — Честно говоря, был приятно удивлен смелостью нашего градоначальника». По мнению эксперта, это очень мощный поступок, потому что «любые изменения в городской среде первоначально всегда наталкиваются на возможное неприятие».
И вопросы у горожан, действительно, есть. Поэтому в этом году к разъяснительной работе планируется подключить волонтеров. Добровольцы будут раздавать жителям информационные листовки и буклеты о предстоящих работах. Кроме того, чтобы не нарушать комфортного отдыха москвичей, основную реконструкцию планируется проводить днем.
Как рассказала Александра Сытникова, директор проектов КБ «Стрелка» в работе над проектами участвовали более 30 архитектурных российских и зарубежных бюро, координатором этих работ выступила КБ «Стрелка». Например, концепцию благоустройства Тверской улицы разработала голландская компания West 8. Это бюро разрабатывало многие знаковые проекты, например, Madrid Rio (прогулочная зона в Мадриде). Как рассказал руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский, уже совсем скоро на одной из старейших городских улиц появятся липы. «Раньше на Тверской росли живые липы, — напомнил он. — Участки грунта, куда уходили корни, сейчас под проезжей частью. Заново посадить деревья в землю получится, когда мы расширим тротуары». «Как специалист в области зеленых насаждений я рад, что было принято решение увеличить долю зеленых пространств, — заявил Александр Раппопорт, заместитель директора Ботанического сада МГУ им. М. В. Ломоносова. — Деревья выделяют кислород, очень важно, что меняется микроклимат с появлением деревьев среди асфальта. Происходит увеличение влажности, уменьшение пыли и снижение температуры — пусть на один-два градуса, но в жаркую погоду это все равно ощущается, так что москвичам будет гораздо комфортнее».
Однако программа «Моя улица» — это не только благоустройство. «Очень важно, что предварительно мы проводим модернизацию сетевого хозяйства, — объяснил мэр Москвы Сергей Собянин. — Городские сетевые компании перекладывают подземные коммуникации: теплосети, электрокабели, газ и водопровод. Тем самым, мы существенно снижаем риски различных аварий». Он напомнил, что в 2015 году во время реконструкции удалось заменить 109 км сетей. «В этом году запланирована реконструкция 280 км сетей, — сказал Собянин. — Так что масштабы подготовительных работ по программе «Моя улица» в 2016 году увеличились в 2,6 раза».
Кроме того, по словам заместителя мэра по вопросам транспорта Максима Ликсутова, проведенные в прошлом году работы, помимо удобства для горожан, повысили пропускную способность улично-дорожной сети. В два раза, по его данным, увеличилась пропускная способность на Малой Никитской улице перед перекрестком с Тверским бульваром. Улучшилось движение и на других столичных магистралях.
Справка
В 2016 году в рамках программы «Моя улица» планируется благоустроить более 50 улиц в центре и семь въездных групп в город на пересечении МКАД и вылетных магистралей.