Прошло пять лет с момента выдвижения инициативы «Один пояс, один путь». За это время строительство «Одного пояса, одного пути» из концепции превратилось в действие, из стремления — в реальность.
«За пять лет самой большой особенностью «Одного пояса, одного пути» стало превращение ее из инициативы в фактические действия. «Один пояс, один путь» уже стал брендом», — сказал директор НИИ международных отношений Народного университета Китая Ван Ивэй в интервью газете «Жэньминь жибао».
Ван Ивэй классифицировал результаты инициативы «Один пояс, один путь» по пяти категориям: высокоуровневое планирование, крупные проекты, сопряжение планов, взаимная связь и доступ, действия предприятий.
Первая категория: выполнена начальная стадия высокоуровневого планирования, инициатива «Один пояс, один путь» вошла в международный дискурс, став ключевым пунктом международной повестки дня. В марте 2016 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию S/2274, которая предполагает продвижение инициативы «Один пояс, один путь». В ноябре того же года в резолюцию A/71/9 ГА ООН впервые была внесена инициатива «Один пояс, один путь». Одновременно была выражена поддержка экономическому сотрудничеству, а также отмечено усиление экономического развития Афганистана и региона в целом. Международное сообщество призывалось к предоставлению безопасной среды для строительства «Одного пояса, одного пути». Эта резолюция получила одобрение со стороны 193 членов ООН, что свидетельствует о повсеместной поддержке инициативы «Один пояс, один путь».
Вторая категория: осуществление большого количества крупных проектов. Например, в железнодорожной сфере можно отметить строительство железных дорог Момбаса — Найроби и Аддис-Абеба — Джибути. Что касается шоссе, продвигается строительство двух автодорог по экономическому коридору Китай — Пакистан, а также автодорожного моста Хэйхэ — Благовещенск. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» идет строительство и функционирование 42 портов в 34 странах, в том числе в Греции, Шри-Ланке и Пакистане.
Третья категория: осуществление стратегического сопряжения с проектами более 90 стран.
Четвертая категория: достигнуты многочисленные результаты в сфере взаимной связи и доступа. Укреплялась инфраструктурная связь, продвигалась беспрепятственная торговля, расширялось финансирование, стимулировались народные обмены. Согласно данным, опубликованным Министерством транспорта КНР, за пять лет с момента выдвижения инициативы «Один пояс, один путь» число поездов по маршруту Китай — Европа превысило 9 тысяч, было открыто 356 международных пассажирских и грузовых авиалиний, число международных авиарейсов выросло на 402. Налажено прямое сообщение между Китаем и 43 странами вдоль «Одного пояса, одного пути», еженедельно осуществляются около 4,5 тысячи прямых рейсов.
Пятая категория: активная деятельность многочисленных предприятий. Результаты зафиксированы в разных сферах, в том числе в электронной коммерции и гуманитарных обменах. Инициатива «Один пояс, один путь» стала самой популярной.
Недавно Международный финансовый форум опубликовал доклад по Китаю за 2018 год. В нем представлены результаты первого в мире опроса по «Одному поясу, одному пути». Выводы основаны на исследовательских опросниках, заполненных 26 центральными банками. Согласно докладу, 63% респондентов считают, что инициатива «Один пояс, один путь» является важным шансом, а также одной из основных инициатив за последние 10 лет.
«Один пояс, один путь» привлек внимание разных стран. Исходя из собственных потребностей в развитии многие государства проявили высокий интерес к инициативе«, — считает Ван Ивэй.
Такой интерес особенно заметен в расширении Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ). На днях, вслед за тем как Ливан был утвержден в качестве ассоциированного члена на третьем ежегодном собрании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, количество стран — членов АБИИ достигло 87, в 13 странах осуществляются 28 проектов. Вместе с этим АБИИ получил самые высокие кредитные баллы от трех международных структур.
Как отмечал заместитель директора Института современных международных отношений Китая Бо Мэнцзы, инициатива «Один пояс, один путь» является самым большим общественным благом, предоставленным Китаем международному сообществу, а также международной инициативой сотрудничества, которая пользуется наибольшей популярностью в мире.
Мир уверен в перспективах инициативы «Один пояс, один путь». Согласно вышеупомянутому опросу, 92% центральных банков прогнозируют, что в ближайшие пять лет соответствующие проекты в рамках инициативы «Один пояс, один путь» смогут поддержать экономический рост внутри стран, многие опрошенные считают, что осуществление проектов сможет принести рост в 1% ВВП. 25% респондентов придерживаются еще более оптимистических прогнозов, ожидая рост в 2-5 процентных пунктов.