
Эта книга во многом помогает понять, как дошли мы до жизни такой. Включая коронавирус и не только его. Актуальное по нынешним меркам чтение, тем более в Страстную неделю.
«Энциклопедия ГМО: мифы и правда»
По-русски это первое (по-английски — четвертое) издание с максимумом сведений о генетически модифицированных организмах (ГМО). Связь между ГМО-едой и здоровьем очевидна: при искусственной комбинации генов меняется биохимия организма. Но независимых исследований в этой сфере по причине их дороговизны ничтожно мало. В России они проводились на животных — хомякам давали ГМ-сою. И что бы вы думали: третье поколение сидевших на соевом рационе зверьков так и не родилось! И дело вовсе не в особой хрупкости именно этого биологического вида. Кормление крыс генно-модифицированной кукурузой значительно сократило им жизнь, показав, что от такой диеты страдают почки, печень, флора кишечника, сердце, иммунная система. А у тех животных, что получали в пищу ГМ-помидоры, возникали проблемы с желудком и иммунные нарушения.
У коров после «легкого генного редактирования» их пищи переставали расти рога. «Еда из-за пестицидов и ГМО превратилась в медленный яд, — говорит один из авторов „Энциклопедии“ генетик Королевского колледжа Лондона Майкл Антонио. — В США половина детей имеют хронические недуги, аллергию, психические расстройства. Лет двадцать назад найти человека с диагнозом „аутизм“ было нелегко. Теперь это явление распространено повсеместно».
Адвокаты ГМО уверяют: «Мы спасаем человечество от голода». И просят не бить тревогу, у них-де все под контролем. Но наука доказывает, что они лгут. За лукавым маркетинговым ходом «накормим миллиарды людей» кроется лишь желание контролировать рынок семян, комментирует Майкл Антонио. По факту нынешних сельскохозяйственных мощностей планеты вполне хватило бы, чтобы накормить и 14 млрд человек. Проблема в социально-экономической политике, а не в технологиях. Около 40% продуктов идет в отходы — сгнивает либо в хранилищах, либо на полях, в лучшем случае отправляется на корм животным. Значительная часть зерновых, кукурузы, сои идет на биотопливо: их выращивают в избытке, а потом сжигают. Миф и то, что ГМО-культуры якобы более урожайны — наоборот, часто они дают гораздо меньший урожай по сравнению с естественной органикой.
Первыми массово запустили ГМО-техно-логии США вместе с идущей в их фарватере Австралией. В Европе — в частности Швейцарии, Сербии — положение немного лучше. Россия пока самая большая территория на планете, где высевание ГМО-культур запрещено, но применение их в пищевой промышленности и производстве кормов разрешается.
Отдельная глава посвящена гербицидам. Глифосаты (гербицидные вещества без запаха, хорошо растворимые в воде) в исследованиях на мышах дали доказанное повреждение ДНК и мутации клеток, выводившие их из-под контроля организма, что приводило к раку. Но лишь через почти полвека после появления глифосатов на рынке (разработчик — транснациональная компания Monsanto) ВОЗ признала их онкологически опасными. При этом широта применения данного гербицида такова, что фактически каждый из нас ежедневно потребляет тот или иной продукт, несущий его следы. «Не знаю, как насчет России, — говорит Майкл, — но в США и Великобритании весь урожай, особенно злаковых, за две недели до сбора обрабатывают глифосатом, в итоге вредные вещества попадают в хлеб и другие мучные изделия. Больше всего их содержится даже не в сое, а в пшенице и овсе!»
Что же делать потребителю? Доверять наклейкам «не содержит ГМО» не стоит, а по внешнему виду овощей, фруктов, тем более подвергшихся переработке, сложно определить, содержат ли они глифосаты, пестициды и ГМО или нет. Главный вывод экспертов, изучающих ситуацию с семенами и почвами на земном шаре, таков: человечество, вне всякого сомнения, может производить достаточно продовольствия без внедрения в генную структуру культивируемых организмов. Именно за это и должно бороться научное сообщество, общественность всех стран.