Идет Великий пост. У католиков он начался еще 17 февраля, а у православных пока первая неделя. Самая строгая: раньше в России на это время даже объявляли «локаут» в учебных заведениях и государственных присутствиях. Про мясные и молочные лавки, театры и всякие увеселения и говорить нечего — они весь пост были закрыты. Сейчас с этим проще, но все равно Четыредесятница (40 дней Великого поста) и последующая Страстная неделя для верующих — время самоограничений. Каких именно и чем еще примечательны предстоящие недели?
Начнем с праздника, который всегда отмечают в первое воскресенье Великого поста (в этом году 21 марта).
На этих изображениях запечатлены два события, с которыми связаны начало и окончание очень непростого периода в истории христианства — иконоборчества VIII-IX веков. Слева фрагмент миниатюры из древнейшей Хлудовской псалтири, созданной в Византии около 850 года. Несколько сюжетов в рукописи посвящены иконоборчеству: более сотни лет оно было важнейшей темой не только в Византии, где правили главные «гонители икон», император Лев III и его сын Константин V, но и на Западе, в Риме, куда спасались от иконоборцев монахи и живописцы.
К тому времени народное почитание икон порой и впрямь достигало крайности: случалось, их брали в крестные (!) или свидетелями на суде. Что неудивительно, ведь большинство тогдашних христиан были вчерашними язычниками. Вот Лев III и решил положить конец этим суевериям: дескать, поклоняться надо только Богу, а не его рукотворным изображениям. Для начала император повелел поднять все иконы выше человеческого роста, чтобы к ним не прикладывались. А потом, как удачливый полководец (в 718 году он спас Константинополь от осады арабами), решил перейти в наступление. И в 726 году приказал... уничтожить изображение Христа на воротах древней церкви в Халкопратии, в центре столицы!
Этот момент мы и видим на миниатюре сверху слева. Люди не дали святыню в обиду и побили камнями осквернителей. А император в ответ казнил виновников и велел уничтожать иконы, фрески и мозаики и преследовать их почитателей. На смену одной ереси пришла другая.
Одним из немногих, кто решился противостоять Льву III, был константинопольский патриарх Герман. Видя, что его увещевания не достигают цели, он собрал несколько древних византийских святынь, в том числе и список с Лиддской иконы Божией Матери, и отправил их папе Григорию II в Рим (по преданию, как на рисунке сверху в центре, опустил Лиддскую икону в море). И в знак протеста сложил с себя сан патриарха.
Интересна дальнейшая судьба иконы. Она-таки достигла Рима и, пока на Востоке бушевали битвы между иконоборцами и их противниками, хранилась в соборе Святого Петра. Только в 843 году, когда церковный собор, созванный императрицей Феодорой, окончательно осудил иконоборцев и восстановил иконопочитание в Византии, икона чудесным образом вернулась в Константинополь. В первое воскресенье Великого поста Феодора приказала собрать все духовенство и мирян, и уцелевшие иконы, включая «путешественницу», были торжественно возвращены в храмы.
Этот день теперь праздник Торжества православия, в память победы над иконоборчеством.
Но вернемся к Великому посту. Его часто изображают в виде лестницы: от подготовительных недель и Прощеного воскресенья — к Пасхе. Последняя ступень — Страстная седмица. Раньше, в первые века христианства, только эта седмица у христиан и была постной. А все предыдущие 40 дней воздержания предназначались для язычников — точнее, тех из них, кто готовился к крещению (их еще называли оглашенными). Это было время их постного подвига, покаяния и молитв. Чтобы облегчить оглашенным этот период и не соблазнять скоромной пищей, христиане решили поститься вместе с ними. И уже к V веку в христианской церкви повсюду признали 40-дневный пост.
А вот названия недель Великого поста в том виде, как мы их сейчас знаем, закрепились в церковном уставе позже. Уже упомянутый праздник Торжества православия — в XI веке, Крестопоклонная неделя (у нас она обозначена «Вынос креста»), когда для укрепления постящихся, преодолевших половину пути, выносится святой Крест, который остается в храме и на следующую седмицу, — в VII-VIII веках.
Кстати, на Крестопоклонной седмице в этом году, 7 апреля, большой праздник — Благовещение. Хоть это и среда, но даже монахам разрешаются рыба и еда с маслом, а всем прочим — и вино. Что же до других дней на этой седмице, то действует общее правило поста: по вторникам и четвергам — горячая пища, по субботам и воскресеньям — еще и с добавлением масла, по понедельникам, средам и пятницам — пост построже (если не праздник). Но — в меру, чтобы и по силам, и на пользу.
Тут вспоминается история, случившаяся лет пять назад. К старцу, известному своей праведной жизнью, приехал недавно окончивший семинарию молодой иерей. Дело было в Великий пост. Хозяин приготовил чай, сели за стол. Увидев угощение, гость воскликнул: «Эти пряники нельзя, в них яйца! Я всегда внимательно читаю состав, покупал такие же в коробках, там написано». «А я покупаю в пакетах, — улыбнулся старец, — там ничего не написано. И ем».
Иоанн Лествичник, которому посвящена следующая, четвертая неделя поста, в своей книге «Лествица» («Лестница») утверждает, что тщеславие, пожалуй, самый прилипчивый грех: что бы человек ни делал, почти всегда он тщеславится. И гордится. В «Лествице» много и других точных наблюдений, неслучайно ее называют инструкцией по совершенствованию души. И почти тысячу лет, с IX века, ее обязательно читали в храмах во время богослужений Четыредесятницы. Особенно любима она была на Руси. В XIV веке, при Иване Калите, в Москве, в Кремле была даже построена церковь в честь Иоанна Лествичника, над которой веком позже возвели колокольню Ивана Великого. Храм действует и поныне.
А это изображение лествицы Иоанна на новгородской иконе XVI века (иллюстрация справа). От земли к небу по лестнице (30 ступеней по числу добродетелей, которые предстоит обрести) взбираются монахи. Кто-то не выдерживает испытаний: трудней всего дается борьба с чревоугодием, сребролюбием, сквернословием, гордыней — все как у нас! Их бесы стаскивают в ад. А преодолевших подъем Христос и ангелы встречают в Царствие Небесном...
В продолжение темы на пятой седмице, после «лествичного» воскресенья, совершается служба, которая бывает только раз в году, — Мариино стояние. Читают Великий канон Андрея Критского, призывающий к покаянию, и житие преподобной Марии Египетской, которая 47 лет провела в молитвах в пустыне. Те, кто не смог услышать Канон на первой неделе, стараются воспользоваться этой возможностью: он бывает в храмах только в Великий пост и задает ему тон. Как и Литургия преждеосвященных Даров — еще одна особенность великопостных богослужений. Она происходит по средам и пятницам вместо обычной литургии, которой на буднях в пост не бывает (существует несколько исключений, по праздникам).
И весь пост, до среды Страстной седмицы, на буднях звучит потрясающая молитва Ефрема Сирина. Ее знают даже те, кто никогда не бывал в храме. Потому что в 1836 году Александр Сергеевич Пушкин на ее основе написал одно из самых знаменитых своих стихотворений — «Отцы пустынники и жены непорочны...». Вот его часть.
«Во дни печальные Великого поста; / Всех чаще мне она приходит на уста / И падшего крепит неведомою силой: /Владыко дней моих! дух праздности унылой, / Любоначалия, змеи сокрытой сей, / И празднословия не дай душе моей. / Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья, / Да брат мой от меня не примет осужденья, / И дух смирения, терпения, любви / И целомудрия мне в сердце оживи».
Ну а как звучит сама молитва, желающие могут услышать в храме. Пост только начался.