
«Здравствуйте! Сегодня в деревне Кузьминка Пряжинского района волки съели последнюю собаку! Люди, проживающие здесь круглый год, боятся выйти на улицу даже днем. Большинство населения — старики, им до больницы в Чалне надо идти пешком три километра, до магазина — полтора. А тут за водой до реки страшно выйти».
Это письмо пришло в редакцию карельской газеты «Республика». Но таких жалоб хватает — хоть волком вой! Серые совершили набег на поселок Кудама и загрызли знаменитого пса породы хаски по кличке Зевс. В Кудаме находится одна из крупнейших в России ферм по разведению этой породы. По словам местных жителей, с начала года волки растерзали там два десятка собак.
В поселке Найстенъярви хищники бесчинствуют у околицы, люди боятся ходить к ночному поезду, поскольку дорога на станцию идет через лес. Жители деревни Виданы сообщили мэру Тойво Саволайнену, что волки загрызли трех собак среди бела дня прямо на улице. Мэр переправил письмо в республиканский Минсельхоз с просьбой помочь. Пока ждали ответа, волки утащили еще двух виданских псов...
По экспертным оценкам, сегодня по карельским лесам бегают примерно 400 волков, а специалисты говорят, что для сбалансированного сосуществования с другими животными в дикой природе волков в республике не должно быть больше 100-150. То есть норматив превышен как минимум втрое. Справиться с хищниками можно, в регионе зарегистрированы 22 тысячи человек, имеющих охотничьи билеты (без которых нельзя купить ружье). Но отстреливать волков могут только охотники с лицензиями. Таким обещано по 10 тысяч рублей за каждую серую шкуру. Остальным же закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» запрещает убивать диких зверей, даже забредающих в село. То есть, стреляя в волка с целью самозащиты, гражданин нарушает закон. Селянам остается лишь звать на помощь полицию или инспектора охотнадзора. Но волки-то ждать не будут.
Та же система действует (а точнее, бездействует) всюду, исключая Дальний Восток. В Амурской области поголовье серых хищников нынче превышает 3 тысячи голов, что вдвое больше уровня, определенного специалистами. Не забыт и якутский ужас 2009 года, когда Верхоянский улус республики попал на осадное положение: звери собрались в гигантскую стаю из 400 особей — почти беспрецедентный случай для волков. С хищниками тогда воевали как с террористами, с применением вертолетов. Люди опасаются повторения напасти.
Хотя и без чрезвычайных ситуаций «нормальный» ущерб, который хищники наносят ресурсам региона (зверям тоже хочется кушать), в Амурской области, например, оценивается в 100 млн рублей в год. Превышение нежелательно. И потому решениями региональных властей с прошлого года в период разрешенной охоты на копытных лицензию на добычу волка получать не требуется.
А в нынешнем году почему-то расплодились волки в западных регионах. В Архангельской области потребность в сокращении их численности до нормы требует отстрелять не менее 600 волков. В Псковской области установили повышенный лимит на отстрел до 800 волков, поскольку жители Островского, Новоржевского и Пушкиногорского районов массово жалуются на осмелевших хищников. Те на глазах снимают с цепей собак, убивают отставших от стада коров и воруют овец.
Впрочем, эколог Светлана Назарова оправдывает серых разбойников: «В области остро стоит проблема активной вырубки леса. Хищники выходят к людям, потому что места их обитания сильно пострадали». Есть у лесных обитателей и другие защитники — как правило, горожане. Газета «Плюсский край» в Псковской области сообщила, что охотники наконец-то подстрелили волчицу, терроризировавшую местных жителей. Реакция не заставила долго ждать: «Те, кто лайки ставит убийцам, с легкостью могут утопить собак, кошек, вместо того чтобы вовремя стерилизовать», — делают неожиданные выводы читатели.
Осталось только найти желающих отправиться в лес на стерилизацию волков...