Мой чудесный велосипед «Штайгер», пятискоростной, с утолщенными шинами, на котором я три года колесила по немецким дорогам, со свистом в ушах слетала с наикрутейших гор, в один прощальный вечер был оставлен в тихом университетском дворике. Конечно, скоро к нему присмотрятся и поймут, что оставлен он намеренно. И тогда, не веря своему счастью, его уведут под уздцы или тихо покатят на нем по гравию, радуясь, как несуетливо, но мощно он ускоряется... Никогда никакого имущества мне не было так жаль. Велосипед подарил совершенно иную жизнь, может, даже биографию, во всяком случае, точно несколько эксклюзивных сюжетов. А если бы не было в Германии этих дорог, и велосипедных в том числе, что бы мне этот «Штайгер»?
И вот всем на зависть там ввели в строй еще и первый в мире автобан для велосипедистов. Хотя автобаном-то его называть запрещено, ведь там машин нет и быть не может. Получается, велобан. Ширина — 4 м плюс полоса для пешеходов. Никаких светофоров и перекрестков. Освещение по всей протяженности в 101 км. Принципиальное отличие от обычных велодорожек в том, что создан он исключительно для того, чтобы быстро и без помех добраться из пункта А в пункт В. Головой можно не вертеть — пасторальных видов по ходу мало, все больше индастриал. Зато удобно проходит возле станций железной дороги, метро, другого транспорта. Везде возле остановок — специальные бесплатные стоянки для велосипедов. Это для так называемых pendler — если кому захочется проехать часть пути на поезде, потом взять велосипед со стоянки и ехать уже с ветерком до работы.
Теперь от эмоций перейдем к цифрам. Стоит проект 183,7 млн евро. По расчетам проектировщиков, велобан разгрузит обычные автобаны на 52 000 поездок, это примерно 400 000 км в год, которые велосипедисты проезжали бы в среднем по обычным автомобильным дорогам в этой местности, не будь у них такой альтернативы.
А сейчас вернемся опять к эмоциям. Читать отзывы пользователей одно удовольствие, все просто счастливы. Кто-то тут же в интернете собирает компанию прокатиться до Копенгагена, завлекает тем, что новая велотрасса проходит прямо под его окнами. Казалось бы, в чем проблема — велобан под носом, вышел и покатил. Но вышел и покатил — это будни. А когда не на работу, до того же Копенгагена, то ехать интересно с теми, кто похож на тебя по восприятию мира. В Копенгагене, к слову сказать, решено от соседей не отставать, а повторить этот проект в расширенном варианте — по 28 направлениям и протяженностью 500 км.
А у нас по ТВ репортаж из Подмосковья. Пустая платная дорога. За час проехало 13 авто. Корреспондент старается раскрутить угрюмых людей на комментарии. В сухом остатке: 450 рэ — это борзость, пусть сами за такие деньги катаются. Тому, кто вынужден ездить каждый день туда и обратно, — считай, 900 рубликов. И это лишь за часть пути. Но вот президент насупил брови — и автомобилистам сообщают радостную весть: решено в порядке эксперимента на месяц-полтора уменьшить цену на сотню. В надежде, видимо, что народ втянется и не захочет снижать качество жизни, когда цена проезда снова отскочит. Не, отвечают хмурые люди, все равно не поедем. Пусть сначала возьмут себя в руки и назначат нормальную цену. Нормально — это когда 50 рублей, как в метро.
Такие красивенькие, новенькие дороги пустуют. А на старых — километры пробок. И ведь все понимают, что словами о насущной необходимости и нашем благе прикрываются тогда, когда хотят обойти регламенты, вырубить леса и срубить огромные деньжищи. Скажем, реконструкция участка Новорижского шоссе М-9 «Балтия» от 17-го до 50-го км обошлась в 18,5 млрд рублей. Вспомним тот же несчастный Химкинский лес и несчастного его защитника, убиенного редактора «Химкинской правды» Михаила Бекетова... Это называется, «мы заставим вас быть счастливыми». Заставить не получается. И ездить в удовольствие не получается. Что остается? Стоять в пробках и завидовать немцам.