Очередной громкий «авиадебоширский» скандал получил развитие: «Аэрофлот» намерен в судебном порядке взыскать с пассажирки Алисы Аршавиной расходы, понесенные в результате задержки рейса и дополнительного обслуживания воздушного судна. Супругу известного футболиста сняли 6 января с рейса «Аэрофлота» SU1946 Москва — Алматы «за деструктивное поведение и неподчинение требованиям экипажа». Решение принял командир воздушного судна.
Госпожа Аршавина, летевшая с двумя детьми и няней, требовала пересадить к себе в бизнес-класс няню, у которой был билет на обычное место. Дама вступила в перебранку с персоналом, игнорировала инструкции бортпроводников при подготовке к взлету, а за 200 метров до ВВП отстегнула ремень безопасности. Стюардессы пытались призвать ее к порядку, но ситуация накалялась. Скандалистка даже объявила себя майором ФСБ...
В результате самолет вернулся, чтобы высадить нарушительницу, рейс задержался на полтора часа. Перевозчик готовит исковое заявление в суд, чтобы добиться компенсации дополнительных расходов. СМИ и блогосфера обсуждают тему на все лады. По-давляющее большинство голосов на стороне авиакомпании: правила едины, и на взлете должны быть пристегнуты все, включая жен футболистов и малышей.
Между тем, по мнению людей, знающих ситуацию не понаслышке, в последнее время к традиционным видам дебоширов-пьяниц и дебоширов-чиновников, требующих для себя особых, не вмещающихся в рамки правил условий обслуживания, добавился подвид гламурных дам — жен или подруг известных персон.
Мы попросили прокомментировать нынешний скандал Виталия БОРДУНОВА, профессора, эксперта Росавиации и ИКАО по международному воздушному праву:
— Безопасность превыше всего — это железный закон в авиации. За ним стоит столетний опыт воздушных перевозок. Но зачастую у нас бытует наплевательское отношение к правилам. Хочу напомнить, что билет является договором между пассажиром и авиакомпанией, которая гарантирует нам безопасность этой услуги, если пассажир выполняет правила компании и распоряжения экипажа. В 1990-х в полный рост встала проблема пьяных дебоширов на борту. Авиационное сообщество озаботилось этим фактом. ИКАО ввела особые, куда более жесткие правила. В случае с пассажиркой Аршавиной «Аэрофлот» понес расходы, связанные с повторными процедурами наземного обслуживания: буксировка, предоставление трапа, поиск и выгрузка багажа, дополнительное топливо. Он вправе взыскать эту сумму с виновника происшествия. Но это еще не все. Весной прошлого года ратифицирована Монреальская конвенция, и ее правила распространяются на все авиакомпании. В частности, при задержке международного рейса у пассажира автоматически появляется право на компенсацию. Статья 22 регламентирует порядок ее выплаты и размер, эквивалентный примерно 400 тысячам рублей. Вообще перед ЧМ-2018 стоит задуматься о популяризации правил Монреальской конвенции. И жены футболистов, и прочие пассажиры любого ранга и звания должны понимать, что желание «почудить» на борту воздушного судна влетит им в копеечку.
Напомним, что в Уголовный кодекс РФ были внесены поправки, ужесточающие наказание за хулиганство на транспорте. С июня 2018 года авиакомпании получат законное право включать деструктивных пассажиров в черные списки и отказывать им в перевозке. Если бы эти поправки уже вступили в силу, «Аэрофлот» воспользовался бы правом для внесения госпожи Аршавиной в черный список уже сегодня.
А в это время
Во вторник случилось очередное ЧП на рейсе «Аэрофлота» Москва — Петропавловск-Камчатский: буйного пассажира бизнес-класса Владимира Колотыгина стюардам удалось утихомирить с помощью силовиков, оказавшихся на борту. Авиакомпания намерена добиваться уголовного преследования авиадебошира.